Запрос на перемены. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (4-11 декабря 2016 г.)
Со своей стороны, российские производители в своих действиях руководствовались тенденциями, сложившимися на мировом рынке. Главной из них стало, пожалуй, подорожание сырья. В начале декабря снова приподнялись спотовые котировки на железную руду, а зимний дефицит металлолома вынудил отечественных производителей продолжить повышение закупочных цен на этот ресурс. Коксующийся уголь незначительно подешевел, но ведущие поставщики заявляют о необходимости подъема в первом квартале контрактных цен, которые сейчас в полтора раза ниже, чем на спотовом рынке. Если экспортеры угля настоят на своем, с Нового года себестоимость производства стали на меткомбинатах опять возрастет.
Кроме того, не разочаровал внешних наблюдателей Китай. Экономика страны в последнее время демонстрирует неплохие темпы роста ВВП и промышленного производства, запущенные правительством крупные инфраструктурные проекты стимулируют спрос на металл, так что его стоимость на китайском рынке продолжила подниматься. Соответственно, не зевают китайские экспортеры проката, а вместе с ними наращивают цены и другие производители, в частности, российские.
Правда, некоторые проблемы возникли у отечественных поставщиков заготовки. Спрос на эту продукцию в Турции и Египте упал из-за внутренних проблем в обеих странах. Курсы турецкой лиры и египетского фунта в ноябре резко понизились, дезорганизовав как импорт полуфабрикатов, так и внутреннее потребление проката. Однако сомнительно, что стоимость стальной продукции на этих рынках быстро пойдет вниз. Может быть, рост цен на российскую стальную продукцию за рубежом выдыхается, но бояться падения пока не стоит.
В России на рынке проката пока неопределенность. Никто не может предсказать ближайшее будущее, поэтому, наверное, многих интересует отдаленное. Эхо от послания президента Федеральному Собранию разошлось далеко. На прошедшей неделе президент поручил правительству разработать план действий, которые позволили бы к 2019-2020 годам поднять темпы роста российской экономики до уровня выше мирового, т. е. как минимум до 3,5-4%. Дальше уже правительство поручило министерствам до ноября 2017 года представить предложения по налоговой реформе, намеченной на 2019 год. К обеим инициативам предложено широко привлекать общественные организации и бизнес-ассоциации, что привело к резкой активизации программотворчества.
Вообще-то, это не самый благоприятный призрак. В первый раз в отечественной истории широкое обсуждение в духе «Как нам обустроить Россию» произошло в 1730 году и завершилось воцарением императрицы Анны, основательно проредившей тогдашнее «образованное общество». А уже на нашей памяти появление многочисленных программ и планов стало характерной чертой печальной памяти «перестройки», плавно эволюционировавшей в кризис и развал 90-тых. Впрочем, будем надеяться, что уроки четвертьвековой давности пошли впрок, и в этот раз написание экономических программ не приведет к нежелательным для большей части населения жизненным изменениям.
Так или иначе, в современном российском обществе действительно сложился всеобщий запрос на перемены, причем, по большей части, именно экономического характера. Два года спада, жизнь в условиях низких цен на нефть и западных санкций показали, что Россия должна быть экономически более сильной, чтобы достойно ответить на вызовы и обеспечить своим гражданам достаточный уровень благосостояния, а себе — цели для развития.
Российское правительство, в то же время, при всех своих достоинствах и достижениях более чем заслужило изрядную критику в свой адрес. А недавние прогнозы Минэкономразвития о том, что нас впереди ждет длительный период стагнации, показали, что нынешняя политика не в состоянии обеспечить высокие темпы экономического роста. Значит, ее надо корректировать.
Хотя написание программ, ориентированных на «точку отсчета» в мае будущего года, только стартовало, в принципе можно определить, какой большинство их авторов стремятся видеть российскую экономику. Прежде всего, Россия видится не только энергетической, но и индустриальной державой, обеспечивающей себя широкой номенклатурой промышленной продукции, обладающей высокоразвитыми наукоемкими отраслями и в технологическом плане находящейся на одном уровне с мировыми лидерами.
Основой экономики этой новой России большинство разработчиков программ видят частный сектор, что, скажем так, не однозначно. Как показывает опыт различных стран, долгосрочные проекты намного лучше удаются государству, а государственные корпорации часто инвестируют гораздо больше, чем частные. Однако все согласны с тем, что российский бизнес должен пользоваться режимом наибольшего благоприятствования. Он должен быть защищен от произвола со стороны недобросовестных чиновников и силовиков, рейдерства и коррупции. Налоговая и регулятивная нагрузка на российские компании должна быть снижена, а банки, начиная от Центрального, должны руководствоваться в своей деятельности, прежде всего, интересами реального сектора. Поэтому денежную политику следует сделать менее жесткой, а процентные ставки для бизнеса необходимо кардинально уменьшить.
Не менее важно и то, чтобы у российской промышленности имелись достаточные рынки сбыта. С этой целью правительство, проводя умеренно протекционистскую политику, одновременно должно стимулировать и поддерживать несырьевой экспорт. Население должно быть достаточно обеспеченным, чтобы иметь возможность потреблять значительные объемы российских товаров, а государство — обладать достаточными ресурсами, чтобы реализовывать крупные проекты в области инфраструктуры и общественного благоустройства, создавая заодно фронт работ для отечественных промышленников и строителей.
Безусловно, видеть цель — это хорошо. Однако, как говорил один из великих шахматистов, между дебютом и эндшпилем бог создал миттельшпиль. А один из основных законов ведения хозяйственной деятельности заключается в том, что всего на все и для всех не хватит. Наконец, не стоит забывать и о том, что у серьезных, комплексных проблем не бывает простых решений. Поэтому на самом деле задача вывода российской экономики на высокие темпы роста совсем не проста и не тривиальна и нуждается именно в комплексном подходе.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты (один из основных центров программотворчества) Елена Дыбова назвала три главных угрозы для российской экономики. Первая из них — коррупция, вторая — зависимость от импорта, третья — снижения платежеспособности населения. От этого и можно отталкиваться.
Коррупция (в расширительном смысле слова) — действительно, главная беда российской экономики. Процентные ставки или размер тарифов на электроэнергию и в самом деле выглядят малозначащими мелочами на фоне того, что у любого российского предпринимателя в принципе могут отнять созданные его трудом активы или заставить его «поделиться» не известно, с кем, участие в наиболее выгодных проектах распределяется между «своими» либо за откаты, а на региональных рынках существуют локальные монополии, с которыми бесполезно конкурировать законными или даже незаконными средствами. Из-за этого в российской экономике тотально низкий уровень доверия. Предприниматели не доверяют государству и друг другу, а государство — бизнесу, никто в глубине души не доверяет рублю и почти все не доверяют законам, а особенно тем, кто должен обеспечивать их исполнение.
Однако самая большая беда здесь заключается в том, что эта проблема принципиально не решается быстро. Люди с развитой эмпатией, совестью и высокими моральными стандартами в большой бизнес и верхние эшелоны власти, как правило, не попадают за редчайшими исключениями. А большая часть российской «элиты» еще и вышла из 90-тых с их очень специфическим отношением к деньгам и законам — сколотила или начала сколачивать тогда состояние, пришла на госслужбу либо получила образование в ВШЭ и подобных ей структурах. Чтобы здесь что-то изменить, необходимы время, воля высшего руководства, поддержка снизу и очень много целеустремленной и настойчивой пропаганды. И в принципе что-то в этом направлении реально делается, например, с помощью Общероссийского народного фронта.
Трудно спорить с тем, что наведение большего порядка и законности в российской экономике значительно улучшит предпринимательский климат в стране. Но это, наверное, необходимое, но еще не достаточное условие для бурного роста. Инвестициям нужна финансовая отдача, а компаниям — рынки сбыта.
Безусловно, импортозамещение может служить важным источником подъема для любой экономики. И бесспорно, что национальным производителям на стартовом этапе требуется защита от транснациональных корпораций. Но здесь, с одной стороны, нужно не попасть в ловушку протекционизма, обеспечив своим компаниям слишком тепличное существование, а, с другой, не спровоцировать ответных репрессивных мер по отношению к собственным экспортерам.
Вообще, протекционизм оправдан, когда нужно поддерживать зарождающуюся промышленность. Развитым странам, наоборот, нужна наибольшая свобода торговли, нужен самый широкий рынок с максимально прозрачными границами, чтобы компании из разных стран, участвующих в интеграционном объединении, создавали рынки друг для друга.
Именно такие соображения обусловили рождение Европейского Союза, который развивался исключительно успешно, пока был союзом более-менее равных и одинаково конкурентоспособных партнеров. Это уже позже Германия начала перетягивать одеяло на себя, разоряя промышленность Греции и других более слабых стран и не давая подняться экономике восточноевропейских государств (помимо той ее части, что поставляла комплектующие для германских же компаний).
Российский рынок, как бы там ни было, недостаточно широкий. Без полноценной интеграции с ближними и дальними соседями российские промышленные компании просто не смогут набрать достаточные масштабы, чтобы стать конкурентоспособными в глобальном плане. Российской экономике будет очень трудно расти в одиночку. Нужно иметь равных и надежных партнеров, от которых нельзя и не нужно ограждаться мелкими протекционистскими барьерами.
Что касается благосостояния населения как необходимого условия для развития полноценного потребительского рынка, то здесь возникает серьезное противоречие. С одной стороны, бизнес жалуется на высокие налоги и старается всеми силами экономить на оплате труда. С другой, бедное население не может быть полноценным покупателем отечественных товаров, а бедное государство не в состоянии направлять достаточные средства ни на оборонный заказ, ни на инфраструктурное строительство, ни на образование.
В России это противоречие сглаживалось, пока сверхдоходы от экспорта нефти обеспечивали высокий уровень государственных расходов, а «сильный» рубль давал относительно дешевый импорт. Сейчас же нет и, очевидно, не будет ни того, ни другого, поэтому стране нужно переходить на другую экономическую модель, свойственную «богатым» странам. Ее основные черты — преобладание в экономике высокотехнологичных отраслей, генерирующих большие объемы добавленной стоимости, высокие доходы населения и... высокие налоги для бизнеса, выполняющие роль перераспределения богатства и смягчения социальных контрастов. Поэтому, судя по всему, новой, растущей России не обойтись без прогрессивной шкалы НДФЛ, неких налогов на «сверхдоходы» с очень весомыми инвестиционными льготами и, по-видимому, некой вариацией Закона Тобина с налогом на биржевой оборот.
В любом случае, решение задачи ускорения экономического роста может быть только комплексным. Для достижения этой цели нужны четко прописанная стратегия развития конкретных отраслей, тесное взаимодействие государства, общества и бизнеса, некая система взаимных гарантий, направленная на повышение доверия, беспощадная борьба с коррупцией во всех ее проявлениях и... просто наличие у власти и при власти неравнодушных и порядочных людей, являющихся одновременно квалифицированными специалистами. Вот именно этот человеческий ресурс, похоже, и будет самым жестким дефицитом.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.