Предчувствие больших перемен. Российский и мировой рынок стали - итоги недели (8-15 января 2017 г.)
Между тем, это спокойствие явно относится к категории затишья перед бурей. В ближайшие недели и месяцы на рынке могут весьма кардинально измениться правила игры. Одни факторы, которые сейчас влияют на цены, прекратят либо ослабят свое действие, зато появится что-то новое.
Основные перемены, очевидно, произойдут за пределами России. При этом главным источником неопределенности являются США. Уже на этой неделе должна состояться инаугурация нового американского президента Дональда Трампа, с которым связываются очень большие ожидания — положительные у одной части населения и резко отрицательные у другой. Впрочем, данные контрасты наблюдаются и в мировом масштабе.
Американские металлурги ждут от смены власти в стране просто таки манны небесной. Как они надеются, новый президент начнет тратить больше государственных средств на строительство и инфраструктуру, вернет в страну промышленные мощности, будет проводить еще более протекционистскую политику на рынке стальной продукции. Одних этих ожиданий хватило, чтобы производство стали в США в начале января продолжило расти, превышая объем выплавки в тот же период годичной давности на 5-6%, а цены на прокат и металлолом снова скакнули вверх.
На самом деле, новой президентской администрации в США придется иметь дело с огромным запутанным клубком проблем, в котором тесло сплелись долги и процентные ставки, курс доллара и цены на нефть, оскудение американского среднего класса и падение количества и качества рабочих мест. Возможно, Трампу придется потратить большую часть своего первого президентского срока только на поиск подходов к решению этих проблем. Тем не менее, заявления и открыто высказываемые намерения нового американского правительства в ближайшие месяцы будут одним из важных факторов, определяющих тенденции на мировом рынке стали. Причем, пока что действие этого фактора невозможно предугадать. Ситуацию придется только отслеживать в развитии.
В частности, важнейшую роль для мирового рынка стали будут играть отношения между США и Китаем. Скорее всего, быстрого открытого разрыва не произойдет, так как это ударит не только по китайской экономике, но и по американской. Однако опасения, связанные со США, очевидно, будут оказывать неблагоприятное воздействие на обстановку в Китае. Тем более, что дела там и так идут не блестяще. В январе стоимость стальной продукции на местном рынке пошла вниз, что привело к уменьшению экспортных котировок. Если в декабре конкурентоспособность проката и полуфабрикатов китайского производства за пределами Восточной Азии оставляла желать лучшего, то сейчас ценовой разрыв уменьшается.
Китайский экспорт стали в декабре составил 7,8 млн. т, что более чем на 26% уступает показателю аналогичного периода предыдущего года. При этом очевидно, что зарубежные поставки прошли через пик и в обозримом будущем станут снижаться. До недавнего времени этот спад компенсировался высоким внутренним спросом, но в январе конъюнктура заметно ухудшилась. Пока что основную негативную роль играет сезонность, но впереди могут возникнуть более серьезные проблемы, связанные с растущим оттоком капитала из страны, падением экспорта и высокой задолженностью китайских компаний, ранее финансировавших свои проекты расширения мощностей за счет банковских кредитов.
Сейчас китайские власти лихорадочно предпринимают меры, направленные на сокращение избыточного производства стали в стране. И пауза, вызванная приближающимся Новым годом по китайскому календарю (28 января), будет очень кстати. В феврале, когда китайские компании вернутся с каникул, общая ситуация, как ожидается, будет более предсказуемой.
Для российских экспортеров стальной продукции снижение стоимости китайского проката в первой половине января, безусловно, представляет собой весьма неприятную тенденцию. Тем более, что одновременно наметилось удешевление арматуры, заготовки и металлолома в Турции. У южных соседей — очередные политические пертурбации. Из парламентской республики Турция преобразуется обратно в президентскую. Это сопровождается падением курса национальной валюты и снижением деловой активности.
Ближневосточный рынок в целом выжидает, собираясь следить за тем, как отразится смена власти в США на мировых ценах на нефть. Пока что специалисты не в состоянии ничего спрогнозировать. Одни считают, что для реиндустриализации США нужна дорогая нефть, другие — что дешевая, а третьи осторожно подвергают сомнению способность американцев манипулировать мировым рынком.
Впрочем, с большой степенью вероятности можно предположить, что возвращения цен на нефть к трехзначным значениям в обозримом будущем не произойдет (разве что, резко просядет вниз сам доллар). Поэтому российской экономике и дальше придется жить в условиях низкой стоимости сырья. Причем, риск дальнейшего ее уменьшения, связанный со снижением темпов роста в Китае, достаточно высок.
Возможно, в ближайшие несколько лет окружающий нас мир сильно изменится, поэтому и России придется жить по-новому. По крайней мере, в правительственных кругах сложилось убеждение в неотвратимости перемен, что, в частности, очень отчетливо показал состоявшийся 12-14 января в Москве Гайдаровский форум, оказавшийся в этом году очень обширным и представительным.
Весьма значительный резонанс вызвал, например, доклад Алексея Кудрина, в котором, наконец, было сформулировано, какие именно структурные реформы должны вывести российскую экономику на траекторию устойчивого роста. В целом речь идет об очень амбициозной программе, основной смысл которой можно охарактеризовать как «тотальную модернизацию».
По замыслу Кудрина, на которого в прошлом году была возложена задача по составлению экономической стратегии государства на ближайшие двадцать лет, России необходимо фундаментально повышать качество государственного управления. С одной стороны, государство должно дать максимальную свободу частной инициативе, обеспечить должный уровень защиты собственности, избавить бизнес от поборов, коррупционного давления и административных барьеров. С другой, правительство должно реально управлять экономикой, быстро принимать правильные решения и исполнять их.
Для этого и в бизнесе, и в госуправлении должны очень широко, гораздо шире, чем сейчас, применяться информационные технологии. Новое «электронное» общество должно стать более открытым и прозрачным, за счет чего должна облегчиться работа бизнеса, в частности, благодаря ликвидации излишних посреднических звеньев и налаживанию прямых связей между производителями и конечными потребителями, и одновременно должна кардинально снизиться доля теневой экономики.
На Гайдаровском форуме очень много и, надо сказать, по делу говорилось о необходимости стимулирования инновационности российской экономики. Об исключительно важной для России задаче повышения качества человеческого капитала. С этой целью в докладе Кудрина предлагалось увеличить вложения в образование и здравоохранение, а обучение и повышение квалификации специалистов в промышленности, бизнесе и госуправлении должно превратиться в непрерывный процесс. Повышение пенсионного возраста шло в связке с активным долголетием и улучшением качества жизни.
Во главу угла для российской промышленности должна быть поставлена конкурентоспособность, причем, на международном уровне. Российский рынок недостаточно емкий для современного массового производства, поэтому отечественный бизнес должен больше ориентироваться на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью — от труб и проката с покрытиями до передовой машиностроительной продукции. Для этого уже реализуются мероприятия, направленные на поддержку экспорта, в том числе, продукции средних и малых компаний, а в дальнейшем эта деятельность будет расширяться. При этом, необходимо учитывать, что в мировой экономике усиливаются протекционистские тенденции, поэтому проникать на внешние рынки будет все труднее. Вследствие этого надо шире развивать международную кооперацию, создавая новые рабочие места не только в России, но и за рубежом.
Вообще, основной целью структурных реформ на форуме фактически было заявлено превращение России в экономически развитую, благополучную и рационально управляемую страну, входящую в число мировых лидеров, с высокообразованным, здоровым и активным населением. Все остальное — только средства в достижении этой главной цели.
При этом на форуме, по крайней мере, заявлялось, что российский бизнес в конце концов получит дешевые «длинные» деньги благодаря долгосрочному поддержанию низкой инфляции, а налоговая нагрузка на легально работающие компании должна быть уменьшена. Также было озвучено намерение расширять инвестиции в инфраструктуру, в частности, в повышение скорости железнодорожных грузовых перевозок и в кардинальное повышение качества логистики.
Что можно сказать обо всем этом?! Во-первых, в ряде выступлений на форуме можно было заметить тревогу. Не то, чтобы нам снова надо «в десять лет преодолеть отставание на 50-100 лет, иначе нас сомнут», но есть понимание, что отсутствие подъема в российской экономике, сваливание страны в «ловушку бедности» может обойтись всем нам очень дорого — во всех смыслах.
Во-вторых, в обществе в целом сложилось понимание необходимости перемен и готовности к переменам. Нынешняя ситуация, хотя и представляет собой кардинальное улучшение по сравнению с 90-ми годами и началом нулевых, мало кого устраивает. При этом, впереди виден обширный фронт работ. России нужна широкомасштабная модернизация, охватывающая все аспекты жизни — от технической базы в промышленности до инфраструктуры и благоустройства городов и сел.
В-третьих, кажется, даже с трибун форума неоднократно звучало сакраментальное: «Кадры решают все». И сейчас эта формула действительно актуальна как никогда. Пожалуй, в современном российском обществе явочным порядком уже складывается новая государственная идеология — справедливость плюс патриотизм. Третьим элементом триады к ней, возможно, следует добавить компетентность. Высокие профессиональные и, не в последнюю очередь, личностные качества сейчас необходимы и незаменимы везде — в государственном управлении, в менеджменте банков и компаний, в промышленности и сфере услуг, на любых рабочих местах. Время дилетантизма, блата и откатов должно пройти, иначе может уйти в небытие сама Россия.
Именно человеческий фактор определит наше будущее. С ним связаны наибольшие надежды на благоприятные перемены и наибольшие риски. Российской экономике сейчас тотально недостает такого важного и незаменимого ресурса как доверие. Бизнес и общественность не доверяют правительству. В СМИ с достойной лучшего применения настойчивостью публикуются прогнозы о новом обвале рубля, исчерпании финансовых резервов государства и прочих экономических страшилках. Одновременно и сами власти подрывают доверие к себе коррупционной практикой, сохранением «дорогих» денег, административным давлением, бесконтрольностью и непредсказуемостью принятия важных решений. Между тем, именно неопределенность и риск признаются главными проблемами, тормозящими инвестиционную и деловую активность в России.
С другой стороны, в российском обществе слишком сильны пережитки недоброй памяти 90-х годов. Характерный штрих — форум, на котором обсуждались пути подъема российской экономики, носит имя Егора Гайдара, с которым однозначно ассоциируются не развитие, а развал, деградация, несправедливость и подверженность чужому влиянию. Да и в современном российском бизнесе зачастую больше ценится не умение правильно и эффективно организовать дело, а близость к начальственным кругам и умение обманывать партнеров, государство и потребителей.
Новое общество, контуры которого обрисовывали участники форума, выглядит, безусловно, привлекательно. В нем государство умно управляет экономикой, но берет на себя выполнение лишь базовых функций наподобие образования, здравоохранения, обороны, инфраструктуры, давая простор честной частной инициативе. Люди умеют и любят учиться, ведут здоровый образ жизни, живут в удобных для жизни городах, городках и селах, активно занимаются рационализаторством на рабочих местах…
В принципе, все это не выглядит совершенной уж фантастикой, но выставляет очень высокие требования к кадрам, прежде всего к элите. Впрочем, для России такая завышенная планка - это как раз обычно и традиционно. События и 1917-го, и 1991 годов во многом были вызваны именно тем, что тогдашняя элита перестала выполнять свои обязанности перед государством и обществом.
Ставка на профессионализм и компетентность во всех сферах, включая, кстати, и культуру (где нынешняя вопиющая неумелость особенно заметна), требует совсем иных подходов — ответственности на всех уровнях управления, справедливости, включения социальных лифтов, нетерпимости к коррупции во всех ее проявлениях, прекращения преклонения перед гламуром и богатством независимо от его источника, повышения престижности каждодневного труда на любых рабочих местах — от дворника до президента… Элементы такого общества когда-то существовали в прежнем Союзе, но начали уходить уже после 1953 года. Сейчас уже некому вспоминать то, что было когда-то, надо создавать все заново. Причем, при наличии весьма неприглядных явлений в настоящем.
Правда, что-то менять все равно придется. И если впереди поставлены весьма привлекательные цели, то почему бы хотя б не попробовать?!...
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.