Затягивает! Российский и мировой рынок стали — итоги недели (12-19 марта) 2017 г.
Однако рыночная ситуация в текущем году развивается отнюдь не по традиционному сценарию. Как правило, в России с ее ярко выраженной сезонностью зимой снижается не только спрос на стальную продукцию, но и ее стоимость. Это, со своей стороны, поддерживает видимый спрос, так как многие клиенты делают закупки зимой, чтобы не переплачивать весной и в начале лета.
Зимой 2016/2017 годов никакого понижения не было. Наоборот, заводские котировки на прокат поднялись в январе — самом слабом месяце с точки зрения продаж. Причем если арматура с тех пор несколько подешевела, то горячекатаный прокат остается на рекордно высоком уровне (в рублях). Как говорится, куда еще повышать эти цены по мартовским и апрельским контрактам, если дороговизна стальной продукции уже сейчас оказывает ощутимое негативное воздействие на видимый спрос?! У российского рынка проката есть эластичность, и новый скачок цен может, если не сорвать, то значительно ослабить то самое начало «высокого сезона» в апреле.
Впрочем, о «высоком сезоне» мы еще поговорим. Потому что свои причины поступать так, а не иначе, есть у металлургов. Для большинства из них ослабление внутреннего спроса неприятно, но не смертельно, поскольку благоприятно складывается внешняя конъюнктура. А пока что здесь пожаловаться особенно не на что. Да, в Евросоюзе заблокирован импорт российских холоднокатаных рулонов и ведется расследование против горячекатаного проката. Но зато китайцы сократили свои экспортные поставки, поэтому у российских производителей расширился доступ на многие привлекательные рынки.
С сортовым прокатом дела идут еще круче. С одной стороны, традиционные покупатели российской заготовки в Турции и Египте уже давно не проявляют особой активности, зато эта продукция пользуется высоким спросом в Восточной Азии. Причем благодаря сравнительно дешевому фрахту поставки на Дальний Восток можно осуществлять даже через черноморско-азовские порты. Более того, на продажу в страны Азии идет из России не только заготовка, но и арматура. Сколько бы она ни стоила, китайская продукция стоит для местных потребителей еще дороже.
Китай же продолжает идти своим путем. В стране строительный бум. За первые два месяца текущего года капиталовложения в инфраструктуру увеличились на 21,3% по сравнению с тем же периодом годичной давности, а продажи недвижимости — на 25,1%! Не удивительно, что китайские металлургические компании, в основном, предпочитают отправлять продукцию на внутренний рынок. Ведь спрос и цены там выше, чем за рубежом. В результате на мировом рынке возникло некоторое разрежение, которое заполняется поставщиками из других стран, в частности, России.
Но китайский подъем — это не только новые возможности для экспорта российской стальной продукции. В последние дни в Китае снова пошли вверх цены на железную руду. Значения спотовых индексов для этого сырья превысили отметку $90 за т CFR, а ведь к ним в той или иной степени привязаны внутрироссийские железорудные котировки. Соответственно, себестоимость у отечественных металлургов останется сравнительно высокой, а намеченное ими повышение цен в начале второго квартала получает дополнительное обоснование.
Однако мировой рынок — это, конечно, хорошо, но живем-то мы все в России, где ситуация в экономике становится в последнее время все более неоднозначной, двойственной. Росстат насчитал 0,8% роста ВВП по итогам января, а за 2017 год в целом министр экономического развития Максим Орешкин ожидает увеличения данного показателя до 2%. Однако порой создается впечатление, что этот рост происходит где-то в иллюзорном мире либо, на худой конец, в недрах оборонно-промышленного комплекса, тогда как в большинстве отраслей никакого существенного улучшения не заметно.
Действительно, стройка «лежит» по-прежнему, и есть основания ожидать, что, как минимум, до конца первого полугодия текущего (а то и следующего) года ее падение не прекратится. Продолжают сокращаться объемы розничной торговли. Низкие доходы населения становятся причиной обеспокоенности правительства и рассматриваются специалистами как один из важнейших факторов, тормозящих экономический рост. По поводу завышенных процентных ставок Центробанка РФ стоит уже не плач, а истошный вой, а банки, вероятно, скоро начнут сравнивать с террористическими организациями. А тут еще и сам президент на недавнем съезде РСПП заявил, что не надо спешить с понижением ключевой ставки, так как это может привести к усилению инфляции и ослаблению рубля.
Вообще, и съезд РСПП, и сама Неделя российского бизнеса оставили после себя неоднозначное впечатление. С одной стороны, судя по настроениям многих участников этих мероприятий, российскую экономику буквально затягивает в болото стагнации. У государства недостаточно средств, чтобы стимулировать экономический рост посредством инвестиций в ту же инфраструктуру, как это делает сейчас Китай. И в то же время налоговая, Центробанк, другие ведомства постоянно ставят палки в колеса отечественному бизнесу, душат его проверками, изводят бумажной бюрократией, держат на голодном финансовом пайке.
Эти сетования во многом справедливы. Хозяйственная деятельность в России очень зарегулирована, а качество этого регулирования оставляет желать много лучшего. Законы и нормативы несмотря на многолетнюю работу по их отладке остаются несовершенными, в них зияют лазейки, которые часто используются для злоупотреблений. Квалификация многих сотрудников министерств, порой, до самого верха, весьма низкая, многие решения принимаются в конкретных интересах определенных лиц. А что творится порой в госзакупках!... Не зря у нас так много долларовых миллионеров!
Все это, безусловно, так. Однако, с другой стороны, очень многие сегодняшние проблемы российского бизнеса обусловлены его собственными недостатками — низким качеством корпоративного управления, нечестностью, недальновидностью. На состоявшейся 16-17 марта конференции по оцинкованному и окрашенному прокату много говорилось о том, что в России падает качество продукции. В погоне за сиюминутными прибылями некоторые игроки применяя для производства металлочерепицы слишком тонкий лист со слабым антикоррозийным покрытием. Сэндвич-панели для обшивки стен делают порой буквально из «картона», а то и вовсе экономят на металле, используя стальной лист только с внешней стороны.
Такая продукция в «эконом-варианте» недолговечна. Она служит, порой, в 8-10 раз меньше, чем нормальный качественный прокат. Но ее, тем не менее, покупают, причем в довольно больших объемах. Стремление сегодня сэкономить копейку даже ценой завтрашней потери рубля порой непреодолимо. А отдельным продавцам, загоняющим цены в тендерах под пол, нет дела до того, что своими действиями они компрометируют перед потребителями целую товарную категорию. Та же металлочерепица, например, - далеко не единственный кровельный материал.
Недоверие, постоянное ожидание худшего — это какая-то родовая черта российского бизнеса. Курс рубля держится на относительно стабильном уровне с прошлого лета, тем не менее, многие не то, что опасаются, а просто считают неизбежным его новое падение в ближайшие месяцы или годы. Налоговый маневр «22-22», предполагающий снижение социальных взносов, совмещенное с одновременным повышением НДС, состоится, самое раннее, в 2019 году. Тем не менее, некоторые комментаторы считают, что связанный с этим событием однократный рост инфляции на 1-2 процентных пункта должен повысить инфляционные ожидания уже сегодня.
А как у нас не доверяют правительству! Ах, ну как у нас не доверяют правительству! «Дебилы», «вредители», «тупицы, сами не знающие, куда нас привели» - это еще относительно приличные эпитеты. И опять-таки нельзя сказать, что это раздражение совсем не обосновано. Президент, выступая на съезде РСПП, заявил о том, что темпы роста российской экономики должны уже с 2019-2020 годов превышать мировые (привет Минэкономразвития и Центру стратегических разработок Алексея Кудрина, которые в своих прогнозах указывают этот показатель на уровне 1,5-2% до 2035 года), но не сказал, каким путем это должно быть достигнуто. По его словам, в правительстве завершают подготовку плана по повышению темпов роста отечественной экономики, однако... сколько уже было таких планов?! Первый из них под названием «антикризисная программа», помнится, увидел свет еще в начале 2015 года...
Тем не менее, следует признать, что президент и правительство России ориентированы на долгосрочную перспективу, ради которой могут жертвовать текущими интересами экономики. И именно в этом заключаются причины многих противоречий между российским государством и бизнесом. Снижение инфляции до 4% имеет смысл лишь в том случае, если такой показатель будет сохраняться на протяжении пяти, десяти, пятнадцати лет при отсутствии существенных колебаний курса рубля. Российская экономика, окончательно снятая с «нефтяной иглы», должна не просто ориентироваться на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, но и работать по цивилизованным правилам, платить налоги и ставить во главу угла качество, сервис и квалификацию. Учитывая то состояние, которое мы имеем сегодня, переходной период может занять еще многие годы.
Очень характерным здесь выглядит объяснение «большого падежа» российских банков, данное первым запредправления ЦБ России Дмитрием Тулиным на Финансовом форуме, проведенном в рамках Недели российского бизнеса. По его словам, в те сравнительно недалекие времена, когда новый банк в России можно было открыть очень просто, лишь немногие «идеалисты» создавали финучреждения с целью ведения нормальной банковской деятельности. В большей части случаев новоявленные «грюндеры» открывали банки либо с целью финансирования собственных проектов, либо вообще для реализации всевозможных «серых» схем. Нужны ли такие «банки» нормальной экономике?! Вопрос риторический. По словам Дмитрия Тулина, в 90% случаев банки, у которых за последние три года были отозваны лицензии, чересчур увлекались инсайдерским кредитованием.
Другое дело, что Центробанк мог бы лучше следить за подопечными банками, чтобы хотя бы уменьшить потери для их клиентов-юрлиц. Точно так же правительство могло бы уделять больше внимания поддержке важных для страны проектов и приоритетных отраслей. Однако, с одной стороны, кадровая проблема в госорганах как бы не острее, чем в бизнесе, а с другой, «идиоты должны исчезнуть». И кто, например, виноват, что средства, выделенные на поддержку конкретных проектов через фонды развития, остаются не полностью освоенными, просто потому что далеко не все умеют воспользоваться этой возможностью и составить по-настоящему качественный и реалистичный бизнес-проект?!
Кстати, самое интересное, и на недавней конференции по оцинкованному и окрашенному прокату, и на других мероприятиях достаточно часто попадаются менеджеры и руководители отдельных компаний, которые спокойно говорят: «У нас все нормально. Бизнес развивается, инвестиции в него идут. Да, работать непросто, условия трудные, но мы смогли повысить доходы и прибыли благодаря тому-то и тому-то». Они даже не делают секретов из причин своего успеха. Способы зачастую одни и те же: оптимизация издержек, повышение качества сервиса и предоставление потребителям новых, востребованных ими услуг, пересмотр продуктового ряда, работа с собственным персоналом и т. д.
Очевидно, встретиться с такими людьми можно будет и на следующих конференциях, которые организует журнал «Металлоснабжение и сбыт»: по арматуре и фасонному прокату, а также по нержавеющей стали. Ведь успешным компаниями всегда есть, о чем сказать и что показать. Им некогда, да и не к лицу жаловаться, что их затягивает болото экономической стагнации.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.