Гендиректор Северстали о перспективах роста цен на сталь
Прошлый 2016 год стал для "Северстали" непростым: авария на угольной шахте "Северная", повлекшая за собой многочисленные проверки и подозрения в серьезных нарушениях техники безопасности; уход гендиректора компании Вадима Ларина, который, как стало известно впоследствии, подозревается в даче взяток руководителям контрольно-надзорных органов за попустительство при проверках шахт меткомпании.
При этом инвесторы продолжают смотреть на компанию благосклонно благодаря стабильно низкой долговой нагрузке и щедрым дивидендам, и за год расписки "Северстали" в Лондоне подорожали почти вдвое.
Что сейчас происходит в "Северстали" и какие у компании планы на дальнейшую перспективу, в интервью "Интерфаксу" рассказал новый гендиректор компании Александр Шевелев.
- Вы вступили в должность гендиректора "Северстали" в конце прошлого года. Как вы оцениваете текущее положение компании? С какими вызовами сталкивается "Северсталь" в настоящее время и какие задачи придется решать в дальнейшем?
- Есть объективные данные, которые говорят о положении компании сами за себя - это наши операционные и финансовые итоги. В 2016 году, несмотря на снижение потребления стали в России на 4%, нам удалось несколько нарастить производство стали и сохранить объемы продаж примерно на уровне предыдущего года. Рентабельность по EBITDA составила 32,3% - и это при крайне низком уровне долга.
Благодаря верно выбранной стратегии мы чувствуем себя достаточно комфортно, несмотря на высокую волатильность рынков. Вертикально интегрированная модель бизнеса, работа над уровнем издержек и фокус на производство "правильной" продукции, которая приносит наибольшую маржу, позволяет нам уверенно проходить любые периоды цикличной отрасли.
Но и этого нам не достаточно. Задача заключается в том, чтобы, используя весь доступный в мировой практике на сегодняшний день инструментарий, выстроить абсолютно все процессы в компании - начиная от производства и заканчивая процессом общения с каждым клиентом - таким образом, чтобы ресурсы расходовались наиболее эффективно и приносили максимальную отдачу. Для этого мы, в том числе, внедряем на своих предприятиях IT-решения, используем лучшие мировые практики в области систем управления персоналом, работаем над повышением уровня корпоративной культуры и вовлеченности сотрудников, используем весь спектр инструментов так называемой бизнес-системы "Северстали".
Вызовы остаются неизменными в течение последних нескольких лет: главным образом это проблема глобального перепроизводства, которая отражается на загрузке сталелитейных мировых мощностей, которая остается ниже 70%. Это, в свою очередь, усиливает конкуренцию на мировом рынке и провоцирует рост протекционизма.
- Кстати, о протекционизме. В последнее время зарубежные страны активно вводят пошлины на продукцию российских металлургов. В прошлом году, в частности, Евросоюз установил пошлины на холоднокатаный прокат. "Северсталь" и НЛМК сразу же заявили о многочисленных нарушениях в ходе расследования и о намерении обжаловать пошлины. Насколько успешно продвигается процесс обжалования? Что компании планируют предпринимать в дальнейшем?
- В случае с расследованием ЕС в отношении поставок холоднокатаного проката, действительно, были допущены серьезные нарушения. Неслучайно на нашу сторону встало государство, инициировав расследование в рамках ВТО.
"Северсталь" также обжаловала пошлины. И в начале марта 2017 года Комиссия ЕС ответила на наше исковое заявление. Сейчас мы готовим комментарии к их ответу. Сам процесс может занять в суде около года.
Что касается ВТО, то после подачи жалобы от имени РФ в настоящее время идут подготовительные процедуры к непосредственному разбирательству в органе по решению споров ВТО.
Наша позиция по отношению к такого рода локальным заградительным мерам однозначная и остается неизменной: "Северсталь" работает исключительно в рамках международных норм торговли и использует все возможные юридические инструменты для отстаивания своих интересов. Мы всегда играем по правилам, но и всегда готовы защищаться, если кто-то другой их нарушает.
- Как антидемпинговые пошлины отражаются и могут отразиться в дальнейшем на компании? Что "Северсталь" предпринимает для минимизации рисков и затрат?
- Мы следуем принципу "предупрежден - значит вооружен". В целом тенденция к закрытию ряда рынков в текущих экономических условиях достаточно предсказуема. В ответ на это "Северсталь" постоянно изучает варианты диверсификации сбыта.
Мы постоянно анализируем ситуацию и принимаем решения - в какой регион в данный конкретный момент времени, какую конкретно продукцию и в каких объемах нам выгодно поставлять. В сезон - продаем больше на приоритетном для нас российском рынке, перенаправляем объемы на производство продукции дальнейшего передела. Так, например, вместо холодного проката стали продавать в Европу больше продукции с высокой добавленной стоимостью, когда ЕС закрыл для нас рынок.
- Какие у вас планы по объемам продаж в 2017 году? Какая ожидается структура продаж - будете ли увеличивать экспортные отгрузки?
- Мы уже в течение достаточно долгого времени придерживаемся примерно одного соотношения экспорта и домашнего потребления: примерно 60% внутренних продаж и 40% экспорта. Для нас это комфортная пропорция. Она может незначительно меняться в зависимости от рыночной ситуации (в 2016 году доля экспорта сократилась до 32%), но в целом планов что-то менять в структуре продаж у нас нет. Внутри экспорта мы также продолжим диверсификацию и освоение новых рынков.
- Какие финансовые результаты "Северсталь" ждет по итогам 2017 года? Будут ли они лучше 2016 года?
- Было бы здорово иметь возможность прогнозировать финансовые результаты на год вперед, но, к сожалению, рынки сейчас очень непредсказуемы. В целом мы ожидаем повышения потребления стали в России, основными драйверами, на наш взгляд, станут автомобильная и строительная отрасли. Что касается мировой черной металлургии, то Worldsteel также прогнозирует восстановление потребления стали в мире. Потенциально это может привести к росту цен, однако я воздержусь от более конкретных прогнозов.
- Совет директоров "Северстали" рекомендовал направить на выплату дивидендов за IV квартал 2016 года 100% свободного денежного потока за этот период. Планирует ли компания и в дальнейшем придерживаться политики столь щедрых дивидендов и направлять на выплаты весь свободный денежный поток? Не думает ли компания о пересмотре коэффициента выплат?
- Мы не планируем менять дивидендную политику компании, которая предполагает, что пока соотношение чистого долга к EBITDA находится в диапазоне от 0,5 до 1, мы будем выплачивать не менее половины чистой прибыли. Но текущая дивидендная политика не ограничивает нас в плане более щедрых выплат. Чем ближе к 0,5, тем, соответственно, может быть выше процент выплат.
Пока наша долговая нагрузка остается в пределах 0,5 чистый долг/EBITDA, мы будем рассматривать весь свободный денежный поток как базу для выплаты дивидендов. По итогам IV квартала этот показатель составил 0,4x. Мы не рассчитываем, что уровень чистый долг/EBITDA существенно изменится от того, что есть сейчас. Будем стараться держать его в диапазоне 0,5-0,7, исходя из этого, соответственно, планировать свои дивидендные выплаты.
- "Северсталь" в феврале разместила новый выпуск евробондов, заняв по крайне низкой для себя ставке в 3,85%. Учитывая благоприятную ситуацию на рынке, не планирует ли компания воспользоваться ситуацией и разместить еще один выпуск в текущем году, например, для рефинансирования будущих выплат?
- Все инвестиционные проекты мы финансируем из собственных средств. Поэтому острой потребности привлекать средства в среднесрочной перспективе у нас нет. В то же время рынок мы изучаем всегда, смотрим на ситуацию, анализируем, в какой момент нам наиболее выгодно привлекать средства.
- Нет ли у компании планов по выкупу евробондов в этом году?
- Нет, сейчас у нас таких планов нет.
- "Северсталь" в этом году помимо классических евробондов разместила довольно редкий для российских заемщиков инструмент - конвертируемые облигации. В прошлом году компания также прибегала к этому инструменту. В чем привлекательность этого инструмента для компании?
- В результате выделения золотодобывающей компании Nordgold из состава "Северстали" в 2011 году "Северсталь" получила взамен на свой баланс казначейские акции, стоимость которых равнялась оценке Nordgold. Часть этих акций была позднее погашена, но небольшая доля осталась на балансе компании.
Такой инструмент как конвертируемые облигации позволяет нам эффективно использовать эти бумаги для привлечения долга на выгодных для компании условиях. Из-за того, что покупатель конвертируемых облигаций имеет возможность в будущем обменять свои облигации на определенное число ценных бумаг компании, ставка купона по конвертируемым облигациям обычно ниже, чем при размещении классических облигаций.
- Интересует ли компанию такой инструмент, как зеленые бонды?
- Зеленые бонды - это очень интересный инструмент, и мы, конечно, его изучали. Ежегодно мы вкладываем значительные средства в модернизацию производства и природоохранные мероприятия, которые позволяют снизить нагрузку на окружающую среду. Один из крупнейших экологических проектов компании на Череповецком металлургическом комбинате (ЧерМК) - строительство установки улавливания неорганизованных выбросов - завершился в 2014 году. Его стоимость составила около 3,4 млрд рублей. В результате объем выбросов в атмосферу снизился в восемь раз.
В этом году нам предстоит построить новую систему газоочистки в сталеплавильном производстве ЧерМК на установке доводки металла и на новой установке "печь-ковш". Стоимость проекта - около 0,5 млрд рублей. Это вполне подъемная для нас сумма, и, естественно, специально привлекать средств под этот проект нам не придется. Поэтому в среднесрочной перспективе выпускать зеленые бонды не планируем. Но мир не стоит на месте, появляются новые технологии в области охраны окружающей среды, за которыми мы пристально следим, и, если возникнет потребность, в перспективе можем рассмотреть такую возможность.
- Интересно ли компании привлечение кредитных средств?
- Практически весь объем нашего долга публичный. Мы видим, что интерес инвесторов к компании высок, что позволяет нам привлекать средства на долговом рынке на комфортных условиях. В нашем портфеле есть и кредитные линии, которыми мы пользуемся при необходимости.
- Окончательно ли компания отказалась от проекта реконструкции третьей доменной печи на ЧерМК?
- Инвестиционная программа "Северстали" прошлого и, во многом, текущего года направлена на высокие переделы ЧерМК. В прошлом году мы модернизировали 4-клетьевой стан, в этом - запустим цех покрытия металлов N3.
Приходит время обратить больше внимания на первый передел. В этом году мы продолжим реконструкцию коксовой батареи N4, начнем планировать программу ремонта доменных печей 1-го и 2-го разряда. У нас пока достаточно времени для того, чтобы всесторонне оценить, какая конфигурация поддержания мощностей первого передела является оптимальной - основные проекты программы запланированы на 2020 -2023 гг.
Проект реконструкции доменной печи N3 все еще находится на стадии оценки. В любом случае, если будет принято решение о его реализации, мы приступим к нему не ранее 2021 года.
- Рассматриваются ли какие-либо другие новые инвестпроекты?
- Крупные инвестпроекты мы с вами, собственно, уже обсудили. Но мне хотелось бы остановиться конкретнее хоть и пока на относительно малозатратном, но крайне перспективном инвестнаправлении - внедрении инициатив в области информационных технологий. В этом году мы направим на такие проекты около 1,7 млрд рублей и в будущем планируем увеличивать инвестиции. Проекты в сфере big data, интернета вещей, предиктивные технологии - все это помогает совершенствовать операционные процессы.
Если перейти к конкретике - например, мы внедряем проект по так называемой "автоаттестации", когда, используя технические характеристики нашего сляба, мы можем предсказать его попадание в параметры на выходе из технологического процесса, не дожидаясь, пока это произойдет в реальности. Если на всех переделах параметры соответствуют необходимым, можно с вероятностью, близкой к стопроцентной, говорить, что конечный продукт будет качественным. Значит, не потребуются дополнительные ресурсы и время, чтобы полученный продукт исследовать, проводить качественный анализ. Еще одно направление - внедрение систем предиктивного ремонта. Они оценивают состояние оборудования и предупреждают о возможных отказах еще до поломки.
- "Северсталь" летом прошлого года начала закупать газ на бирже. В каких объемах компания закупает биржевой газ и сколько - у основного поставщика, "НОВАТЭКа"? Как это соотношение может поменяться в дальнейшем?
- Конкретные цифры я, к сожалению, раскрыть не могу - меня связывают обязательства перед поставщиком. Но логика закупок следующая. У компании есть общий объем, который требуется для предприятий. Часть этого объема теперь закупается на бирже, если это более выгодно, исходя из текущих цен на газ. При этом "НОВАТЭК" для нас - основной поставщик, у нас есть действующий контракт на определенные объемы, плюс есть еще небольшие региональные поставщики в некоторых регионах нашего присутствия.
- "Северсталь" в конце прошлого года прогнозировала, что потребление стали в России в 2017 году начнет показывать рост, по итогам года он, как ожидается, составит 1,5%. По-прежнему ли компания придерживается такого прогноза?
- Да, наш прогноз остается прежним - рост потребления на уровне роста экономики, то есть примерно плюс 1,5%. При этом от отрасли к отрасли будет складываться очень разнородная картина. Есть сегменты, в потенциал роста которых мы верим больше. Это, например, железнодорожное и сельскохозяйственное машиностроение. Эти сегменты будут расти благодаря тому, что в рамках программы импортозамещения созданы неплохие условия для развития отечественного производителя. Ожидаем, что в этом году будет расти автопром, ждем восстановления строительной отрасли, для которой уходящий год был тяжелым. Что касается "Северстали", то мы планируем расти вместе с российским рынком.
- Какие у вас прогнозы по темпам роста мирового рынка стали? Как себя будут вести цены на сталь?
- В вопросах мирового потребления мы обычно полагаемся на мнение ассоциации Worldsteel, которая прогнозирует рост потребления стали в мире на 0,5% - до 1,51 млрд тонн. При этом перспективы роста цен на сталь упираются в "китайский фактор". Как Арктику и Антарктику называют "кухней погоды" на Земле, точно также Китай сегодня можно назвать "кухней мировых цен" на сталь и сырье.
В краткосрочной перспективе, скажем, до мая, мы ожидаем некоторого смягчения цен. На это будут влиять следующие "китайские" факторы: возобновление работы предприятий после праздников, повышение производства в рамках подготовки к сезонному росту спроса, падение цен на коксующийся уголь и спекулятивные действия на рынках фьючерсов. Однако в дальнейшем цены должны восстановиться за счет роста сезонного спроса на сталь в Китае и стимулирования спроса на высококачественные руды из-за более строгих экологических требований. В целом Китай дает миру надежду на более взвешенную политику в отношении своих мощностей. Вопрос только в том, как быстро будет идти этот процесс.
Что касается цен на российском рынке, традиционно они будут с небольшим отставанием повторять динамику экспортных цен.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.