Что еще могут сделать металлурги для российского автопрома?

В рамках деловой программы 23-й Международной промышленной выставки «Металл-Экспо 2017» состоялось заседание Рабочей группы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения».

Как сообщил Аркадий Тихонов, известный ученый в области термообработки и материалов, Председатель «Общества металловедения и термообработки» в РФ, с 1968 г. работавший на «АвтоВАЗе», в правительстве принято решение о запуске новой межотраслевой программы по разработке новых отечественных материалов для автопрома, которая должна стать продолжением прежней 20-летней программы, которая реализовывалась с 1995 по 2015 гг.

Правда, в настоящее время российская металлургическая промышленность удовлетворяет значительную часть потребностей автомобилестроения. По словам Аркадия Тихонова, если в 90-е годы один только «АвтоВАЗ» ежегодно импортировал металлопродукции на общую сумму порядка $150 млн. по тогдашним ценам, то за прошедшие два десятилетия объем закупок сократился в 8-12 раз.

Российские меткомбинаты поставляют большую часть автолиста, используемого российскими производителями легковых и грузовых автомобилей — как отечественными, так и зарубежными компаниями, построившими в России свои заводы. По данным Дмитрия Рузаева, начальника научно-исследовательского центра «АвтоВАЗа», по стандартам группы Renault-Nissan одобрено более 30 марок листовой стали, выпускаемой «Северсталью», НЛМК и ММК. Пропуски остались только в областях ультравысокопрочных сталей (UHSS) и стали с покрытиями для горячей штамповки.

По сортовому прокату, который предназначается для производства автокомпонентов, достигнут почти 100%-ный показатель качества. Продукция Оскольского ЭМК, ведущего поставщика данной продукции в России, также сертифицирована в системе Renault-Nissan. По ряду позиций, например, горячекатаному прокату для пружин холодной навивки, проходит одобрение Белорусский металлургический завод.

Таким образом, реализовано практически все, что имело коммерческий смысл реализовать в современных российских условиях. В то же время, в новую межотраслевую программу могут перекочевать из прежней некоторые позиции, по которым с середины 90-х гг. не было достигнуто никакого прогресса. Причины того, что данная продукция до сих пор не освоена отечественной промышленностью, достаточно просты. Все эти изделия являются сложными и дорогостоящими в разработке,а потребность в них относительно невелика — тысячи, а то и сотни тонн в год. Такие мизерные объемы, с одной стороны, не интересны крупным российским меткомбинатам, а, с другой, при таких масштабах им крайне сложно добиться ценовой конкурентоспособности с иностранными аналогами.

По этой причине металлургам и автомобилестроителям и нужны госпрограмма и господдержка, с помощью которой производителей можно подтолкнуть к освоению в принципе не привлекательной для них с коммерческой точки зрения продукции. Вопрос здесь действительно больше не экономический, а политический. В конце концов, санкции против нашей страны в обозримом будущем никто не отменит, а вот их ужесточение весьма вероятно.

Впрочем, ведущие российские металлургические компании при поддержке отраслевой науки и так ведут достаточно активную деятельность по созданию новых материалов для автопрома. В конце концов, эта отрасль предъявляет самые высокие требования к качеству, поэтому выполнение заказов автопроизводителей способствует росту общего технического уровня наших компаний. Кроме того, такие компании как ММК, «Северсталь», ОЭМК стремятся выйти со своей наукоемкой продукцией и на внешние рынки.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 122

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter