разования, здравоохранения и социальной защиты, соответствующих международным стандартам, а также улучшение экологической среды (экономия водных ресурсов, защита окружающей среды). Основная цель стратегии заключается в структурной перестройке экономики, которая должна обеспечить ее рост в 2 раза к 2030 г. Растущая конкуренция в мире требует повышения эффективности деятельности ведущих компаний, определяющих отраслевое развитие. Для догоняющих экономик, таких как Узбекистан, крайне важным представляется вопрос привлечения инвестиций, от наличия которых зависят темпы промышленного развития, возможности расширения, реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих предприятий, а также организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В 1990-е годы Узбекистан испытывал дефицит финансирования, что обусловило снижение технической оснащенности предприятий и старение основных производственных фондов. В постпандемийный период инвестиционная активность в Узбекистане резко возросла. Так, в 2023 г. рост составил 22,1% по сравнению с 2022 г. (0,2%). Прямые иностранные инвестиции увеличились в наибольшей степени — в 2 раза, а объемы иностранных инвестиций и кредитов, привлекаемых под правительственные гарантии, — на 30%. Ведущими странами по инвестициям и кредитам в Республику Узбекистан являются Китай (33%), Россия (20%), Турция (12%), Саудовская Аравия (10%), ОАЭ (7%), Германия (6%) и другие страны (12%). В 2021 г. объем прямых иностранных инвестиций в горно-металлургический комплекс составил $1,2 млрд, в 2022 г. — $1,3 млрд, а в 2023 г. — $1,5 млрд. Бóльшая часть инвестиций приходится на долю лидеров цветной металлургии Узбекистана — на Алмалыкский ГМК (64%) и Навоийский ГМК (28,5%). Республика является членом ведущих международных банков, включая WorldBank, Asian Development Bank, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. Членом WorldBank и ЕБРР она стала сразу после распада СССР — в 1992 г. Объем финансовой помощи WorldBank в адрес Узбекистана составил $5,7 млрд. В декабре 2023 г. банк одобрил выделение еще $800 млн для реализации реформ в стратегических отраслях экономики (в сфере энергетики, в железнодорожном секторе и сельском хозяйстве), что должно было способствовать ускорению перехода к рыночной экономике. По информации Министерства финансов Республики Узбекистан, если ранее было осуществлено 20 проектов на сумму $1,52 млрд, то в настоящее время реализуется сразу 25 проектов, а инвестиции по ним выросли в 2,7 раза — до $4,19 млрд. В 2022 г. ЕБРР инвестировал в Узбекистан почти $900 млн, соответственно, республика уже третий год подряд является ведущим получателем финансирования банка в Центральной Азии. Инвестиции были осуществлены в 26 проектов различных секторов — от возобновляемых источников энергии до банковского дела. К Asian Development Bank Узбекистан присоединился в 1995 г. За прошедший период банк выделил стране займов, грантов и технического содействия на сумму $11 млрд. Узбекистан располагает богатыми полезными ископаемыми, в первую очередь цветными, драгоценными, редкими и редкоземельными металлами, а также урановыми рудами. В республике открыты месторождения с высоким уровнем доказанных запасов природных ресурсов — золота, урана, меди и вольфрама. Страна занимает 16-е место в мире по запасам золота и 9-е — по его добыче, 10-е — по объемам запасов урана и 5-е — по его добыче, 11-е — по запасам меди. Доказанные запасы золота составляют 6,4 тыс. т, серебра — 24,6 тыс. т, меди — 21,3 млн т. Такое состояние сырьевой базы предопределило место Узбекистана в международном разделении труда. С распадом СССР стране был задан алгоритм развития, который основывался на двух определяющих направлениях: отказ от ориентации исключительно на хлопок и диверсификация экономики с опорой на существующие природные ресурсы с углублением степени их переработки и переходом на экспорт готовой продукции. По прошествии четверти века базовые моменты экономического развития Узбекистана остаются прежними, но на ином технологическом уровне, что в первую очередь связано с четвертой научно-технической революцией и установившейся новой нормальностью. В 1990-х годах, ставших самым сложным периодом развития, руководство Узбекистана воспользовалось наличием в стране золота и приняло решение продавать его на внешних рынках, что позволило преодолеть острые социально-экономические проблемы. Но золото и на сегодняшний день остается основным экспортным товаром, обеспечивая внешнеэкономическую и финансовую стабильность Узбекистана. С 2016 г. объем его добычи увеличился в 2,5 раза, достигнув ежегодного производства в объеме 100 т, притом что внутри страны перерабатывается всего 6% добываемого золота. В 2022 г. в стране был запущен ювелирный завод Gavhar Group в Наманганской области. Предприятие годовой мощностью до 1,2 т изделий из драгоценных металлов в 2023 г. выпустило всего 270 кг продукции. Завод, работающий на современной западной технике, закупленной в США, Германии, Италии и Турции, рассчитан на выпуск примерно 10 тыс. разновидностей товаров, включая высококачественные золотые корпуса для часов. С целью 112 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • СЕНТЯБРЬ РЫНКИ МЕТАЛЛОВ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=