MCC 2024 № 11-12

Да и в целом сейчас на рынке проектирования в части разработки раздела КМ появилось много малоопытных проектировщиков, которые, поработав два-три года, вдруг решили, что способны проектировать КМ. Качественный проектировщик — это знания и стаж работы от десяти лет с опытными инженерами. Но, к сожалению, сегодня ситуация такова, что проект в разработку получит тот, кто предложит за него более низкую цену — на это в основном и ориентируются заказчики. В результате получается не понятно что. Иными словами, заказчик получил проект КМ, но по нему сложно разработать КМД, поскольку имеется масса нестыковок — сложно купить металлопрокат, так как закладываются профили, существующие только на бумаге, узлы либо аварийные, либо сложно реализуемые и т.д. А. Хисамутдинов: Да, действительно, это реальная проблема. Многие генпроектные организации не уделяют должного внимания стадии КМ, готовят некий «полуфабрикат» без учета важных моментов. В итоге на последующих стадиях проектирования, а потом и при изготовлении металлоконструкций, и при их монтаже могут возникнуть определенные сложности. Удорожание проекта, вызванное возросшей металлоемкостью, приводит к повышению стоимости монтажа и увеличению сроков сдачи объекта. Но хотелось бы отметить, что от качества проектирования и подходов к нему зависит дальнейшая эксплуатация здания и его надежность. Д. Сметанин: Вот наглядный пример, к чему может привести непроработанный на стадии КМ проект: в нашей практике был случай, когда на основе уже имеющегося проекта КМ необходимо было сделать проект КМД самолетного ангара. При его разработке, после проработки всех узлов, металлоемкость возросла на 30%. И вроде бы проект правильный, но проектировщики на стадии КМ детально не проработали узлы, выполнив полностью разборные арки на фланцевых соединениях, которые «утяжелили» проект примерно на 100 т. Заказчик уже подписал договор, закупил металлопрокат и оказался не готов к росту издержек. А. Хисамутдинов: Многие заказчики хотят сэкономить за счет более дешевого проектирования, особенно в сегменте зданий площадью менее 1,5 тыс. м2, где для получения разрешения на строительство требуется минимальный пакет документов. Уже потом, когда нужно строить, они понимают, что где-то перезаложено по части КЖ (конструкции железобетонные), где-то — по части КМ, и приходят к выводу, что им нужна нормальная рабочая документация. А ее нет, поскольку решения, заложенные в непроработанный и некачественный проект, фактически аварийные. В итоге приходится все пересчитывать заново, что приводит к еще большим издержкам по стоимости и времени. Так же происходит и на рынке тентовых зданий, где заказчики зачастую в принципе не делают проектную и рабочую документацию, а многие поставщики и производители таких зданий дают задания на фундаменты, выполненные за пять минут «на коленке». В итоге мы видим, как тентовые ангары пролетом от 40 м устанавливают на винтовые сваи из трубы диаметром 120 мм, а то и меньше. Аналогичный подход у многих производителей тентовых конструкций и к сейсмике. Они утверждают, что ее можно не учитывать, поскольку сопряжение баз шарнирное и арочники выполнены полностью на болтовых соединениях. Это касается и снеговых нагрузок: по их словам, при скатах 30о на тенте снег не лежит, поэтому можно применять понижающие коэффициенты. Д. Сметанин: Да, все так и происходит. Но у нас есть своды правил (СП), на основе которых и нужно проектировать. СП — это закон для проектировщика. В них четко прописано, на каких углах ската кровли можно закладывать пониженные коэффициенты по снеговым нагрузкам, где учитывается скатная составляющая. Та же нагрузка на фундамент — это фактически 50% работы от трудоемкости выполнения КМ, так как выбрана расчетная схема, полностью выполнен расчет каркаса на нагрузки, воздействующие на данный каркас. По сейсмике особый разговор. В текущем году мы по заданию компании MS Buildings разрабатывали КМ для 8-го и 9-го сейсмических районов. В идеале колонны у металлокаркаса должны быть жестко сопряжены с фундаментом в обоих направлениях, что обеспечивает геометрическую неизменяемость каркаса, а сам каркас при сейсмических нагрузках будет иметь податливость. При этом нужно стараться обойтись без вертикальных связей, которые делают каркас жестче, иначе получим в вертикальных связях слишком большие усилия при сейсмических нагрузках. Расчетная схема арок предполагает жесткое сопряжение колонны с самой аркой в поперечном направлении, а в продольном необходима установка вертикальных связей. Такая схема требует очень большого количества связей в каркасе, чтобы при сейсмическом воздействии распределить усилия по всему каркасу, а не сосредотачивать их в местах установки связей. У нас с MS Buildings был интересный опыт установки арок на железобетонные колонны (ЖБК). Особенность данной расчетной схемы заключается в том, что от арки возникает горизонтальный распор, воздействующий на оголовок ЖБК. В итоге получается приличный изгибающий момент в основании колонны. Известно, что 100 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=