ных логистических центров, которые будут расположены в центральной части России и на Дальнем Востоке, в Поволжье, на Амуре и на Иртыше. На стратегической сессии «Стратегия развития российского судостроения: вызовы и возможности» директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ А. Исачкин сообщил о задаче снизить средний возраст российского флота до 22,5 лет с учетом увеличения производительности труда по переработке металла в 1,5 раза к 2036 г. На текущий момент, по данным Минпромторга России, средний возраст судов составляет 38 лет. Приоритетными направлениями являются развитие ледокольного флота и увеличение доли отечественного судового комплектующего оборудования в составе судна. На панельной дискуссии «Грузопотоки река-море: оптимизация, интеграция, мультимодальность» директор Департамента стратегического развития Объединенной судостроительной корпорации С. Абдыкеров отметил, что сегмент судов «река-море» — количественно самый большой с точки зрения спроса на российском рынке, но необходимо совершенствовать условия лизинга для судовладельцев (он заострил внимание на замедленной реакции мер господдержки на меняющуюся экономику). По словам спикера, за последние десять лет российские судовладельцы получили примерно 220 новых морских транспортных судов общим тоннажем около 4,5 млн т. Все они являлись судами смешанного типа (река-море). По состоянию на начало 2024 г. было сдано 55 судов проекта РСД-59. И серия не закончена. Также С. Абдыкеров обратил внимание на рынок дноуглубления: «С одной стороны, хорошо, что с данного рынка ушли иностранные суда, ранее обслуживавшие нашу экономику, с другой — рынок самого дноуглубления все-таки является некоммерческим рынком. Драйверами, которые могли бы дать существенный толчок в развитии этого сегмента, являются долгосрочные государственные программы, инвестиции в инфраструктуру внутренних водных путей и в инфраструктуру морских торговых путей, которые были бы завязаны на такой специфический бизнес». Экономика пассажирского флота сложная, поэтому требуется разработка лизинговых механизмов по еще более льготным процентным ставкам. «В России исторически не было верфей, которые специализировались на гражданских морских судах. В том числе поэтому мы и занимаемся проектом новой верфи на Дальнем Востоке, которая перекроет дефициты в этом сегменте», — сообщил С. Абдыкеров, отвечая на вопрос, где и когда в России могут появиться зерновозы. Что касается планов по строительству верфи арктического судостроения в Санкт-Петербурге, спикер отметил, что сейчас корпорация приоритетно занимается развитием имеющихся верфей: «Объем заказов, который сейчас обсуждается с заказчиками, мы способны выполнить на имеющихся верфях с учетом их модернизации. При этом мы внимательно следим за долгосрочными прогнозами по грузовой базе, которые сейчас имеют большой разброс целевых значений. Это фактор, который сильно влияет на формируемый спрос и, соответственно, на принятие нами инвестиционных решений». По его словам, из-за возросшей конкуренции между отраслями также обостряется вопрос квалифицированных кадров. «Помимо системной работы с образовательными учреждениями, наставничества, переподготовки кадров и т.д., возникают требования к нашей модернизации — переход на современные цифровые технологии и робототехнику снижает количественный запрос на кадры, однако, с другой стороны, повышает требования к квалификации». Для того чтобы реализовать все намеченные стратегические планы по развитию судостроительной отрасли к 2030 г., понадобится существен112 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА Средний возраст российских судов — 38 лет. Флот устаревает быстрыми темпами. Для снижения среднего возраста отечественных судов к 2035 г. с 38 до 22,5 лет необходимо строить 220 судов в год. Такие аналитические данные представила компания SBS Consulting. По мнению экспертов, российские судоверфи не очень конкурентоспособны — они строят примерно в 2 раза дороже, чем другие морские державы. У них большие проблемы с серийностью производства, а по технологическому оснащению они находятся на уровне 1950—1960-х годов, поэтому необходимо срочно модернизировать отечественные судоверфи.
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=