Самый «зеленый» металл Медь и электроэнергетика — понятия нерасторжимые. Без одного невозможно другое. По данным компании Норильский никель, до 75% мирового потребления рафинированной меди приходится на провода, кабели, электроприборы и электротехническое оборудование. Поэтому процессы энергоперехода с традиционных углеводородных на возобновляемые источники, запущенные в западных странах и в Китае, напрямую затрагивают рынок меди. Создание энергетической системы глобальных масштабов, основанной на новых принципах, резко увеличивает потребности в меди. По оценкам Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), которые представляют собой программумаксимум международного климатического лобби, чтобы увеличить глобальные мощности возобновляемой энергетики с 2023 по 2030 гг. в 3 раза, необходимо модернизировать или проложить до 25 млн км электросетей, построить солнечные электростанции примерно на 4400 ГВт и ветряные — на 1100 ГВт, а также накопители электроэнергии на 1500 ГВт. Как вынуждено признавать IEA, эти цели вряд ли будут достигнуты. Тем не менее Китай, Индия, США и европейские страны, которые активно развивают альтернативную энергетику, параллельно расширяют спрос на медь. По данным Bloomberg New Energy Finance (BloombergNEF), в солнечной энергетике удельное потребление меди на мегаватт установленной мощности в 2 раза больше, чем на угольных или газовых энергоблоках, на наземных ветростанциях — почти в 2,5 раза, а на морских — в 5 раз. Еще одним важным новым источником потребления меди являются электромобили. Существуют различные оценки среднего содержания красного металла в этих транспортных средствах, но все специалисты признают, что разница по сравнению с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, составляет от 2 до 5 раз. По наиболее экстремальным оценкам, изготовление среднего электромобиля может потребовать до 100 кг меди. Согласно данным IEA, в 2023 г. в мире было продано около 14 млн электрических и гибридных автомобилей, что на 35% больше, чем годом ранее. На них пришлось 18% мирового авторынка. Прогноз на 2024 г. составляет порядка 17 млн, из которых примерно 60% придется на Китай. Как пойдет дело в ближайшие годы, сложно сказать, так как популярность электромобилей в Европе и США в текущем году снизилась из-за их дороговизны, а также по причине дефицита зарядных станций и недостаточной надежности. Однако можно предположить, что рост их производства в мировом масштабе будет продолжаться. Все это должно будет привести к расширению глобального спроса на медь. По данным ГМК «Норильский никель», в 2023 г. этот показатель составил 25,4 млн т рафинированного металла, включая первичную и вторичную медь, что всего на 2% больше, чем годом ранее. Однако Benchmark Mineral Intelligence (BMI) предсказывает, что в ближайшие десять лет темпы роста ускорятся до 3,9% в год за счет альтернативной энергетики и электромобилей. Согласно сценарию IEA, с достижением глобальной нейтральности по выбросам углекислого газа к 2050 г. потребление меди в получении «чистой» энергии возрастет с 6,3 млн т в 2023 г. до 14,8 млн т в 2030 г. и до 19,6 млн т — к 2040 г. Общая емкость мирового рынка увеличится на 7,4 млн т в год за 2023—2030 гг. и еще на 5,8 млн т — за следующее десятилетие. Всего емкость вырастет до 39 млн т в год. Австралийская корпорация BHP прогнозирует, что к 2050 г. мировое потребление меди превысит 50 млн т, то есть увеличится примерно на 70% по сравнению с нынешними показателями. Глобальный спрос будет расширяться в среднем на 2,5% в год до 2035 г., тогда как в предыдущие 15 лет темпы роста составляли только 1,9% в год. Это означает, что он будет прибавлять в среднем по 1 млн т в год вместо 0,5 млн т в 2005—2020 гг. По словам коммерческого директора BHP Рэга Удда (Rag Udd), потребление меди будет увеличиваться не только в западных странах, где основной причиной послужит энергопереход, сопровождающийся электрификацией и декарбонизацией, но и в государствах Глобального Юга, где спрос на медь будет расти параллельно с повышением уровня жизни. И это еще не самый экстремальный прогноз. В S&P Global допускают, что достижение уровня потребления в 50 млн т в год может произойти уже к 2035 г. А в BloombergNEF заявляют, что для обеспечения нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050 г. мировое производство меди надо увеличить в 5,6 раза по сравнению с нынешним уровнем, то есть более чем до 100 млн т в год! Это уже, конечно, клиника, но так или иначе приходится признать, что спрос на медь в ближайшие годы будет расти, причем с некоторым ускорением. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос об объемах производства этого металла. Ряд специалистов вообще предупреждают, что дефицит меди и других металлов может сорвать планы глобального энергоперехода изза нехватки ресурсов. Пьер Андюран (Pierre Andurand), французский бизнесмен и управляющий хедж-фондом, прогнозирует на ближайшие годы острую нехватку меди, что приведет к ее подорожанию до $40 тыс. за тонну в нынешних ценах. Прочие эксперты считают его предположения слишком экстремальными, но не отрицают того, что для мировой 120 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ РЫНКИ МЕТАЛЛОВ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=