в первой половине 2025 г. В ряде стран введут новые антидемпинговые пошлины, затрудняющие или блокирующие импорт стальной продукции, прежде всего горячекатаного проката. Все это обрекает мировой рынок стали на продолжение спада с низкими ценами и недостаточным спросом. Однако нынешняя обстановка не устраивает никого. Черная металлургия в России: ответ на вызовы времени На состояние российского рынка в текущем году повлияли два фактора: ставка Центробанка и экспортные пошлины на стальную продукцию. Как рассказал А. Савельев, начальник отдела Департамента металлургии и материалов Минпромторга России, в I полугодии 2024 г. российским металлургам было тяжело конкурировать на внешних рынках с дешевой китайской продукцией, а во второй половине года снизилось потребление в основных металлопотребляющих сегментах — в строительстве, машиностроении, ТЭК и др. Говоря о перспективах работы предприятий черной металлургии в 2025 г., он подчеркнул, что Минпромторг России видит возможности для позитивных изменений, связанных, в частности, с отменой вывозных пошлин, что позволит нарастить экспорт на 2 млн т. Кроме того, ведомство будет стараться снижать регуляторную нагрузку на металлургические комбинаты. Так, например, в ближайшее время на уровне министерства организуют постоянно действующую рабочую группу, которая совместно с РЖД будет заниматься оперативной ситуацией, связанной с перевозками металлургических грузов. Помимо этого, Минпромторг России возлагает большие надежды на инфраструктурные проекты, финансирование которых заложено в бюджет на 2025 г. (строительство обхода трассы Джубга — Сочи, участок строительства высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и др.). Вместе с тем Россия сохраняет пятую позицию в мировой «табели о рангах» по выпуску стали после Китая, Индии, Японии и США. На ее долю приходится 4% мировой выплавки: в 2023 г. было произведено 76 млн т стали, оценил А. Сентюрин, президент, исполнительный директор Ассоциации «Русская Сталь». С точки зрения экспорта Россия так же занимает пятую позицию, имея долю 5%. Текущая оценка снижения видимого потребления в России составляет –6%. Значительное давление оказывают высокая ставка рефинансирования и ограниченный доступ к транспортной инфраструктуре. Наиболее сильно потребление снизилось в строительном комплексе — катастрофичной стала отмена льготной ипотеки. Со стороны ТЭК также наблюдается сокращение. Зато в автопроме после обвала наблюдается восстановление. Также прирастает сектор машиностроения. В III квартале 2024 г. потребление просело на 9,2% по сравнению с АППГ, что настораживает профессиональное сообщество. По итогам девяти месяцев текущего года ожидается, что экспорт снизится на 17%, производство сократилось на 5%. Потребление металлопроката в строительстве по итогам года упадет на 7,3%, уточнил Д. Максимов, директор по маркетингу компании Северсталь. В энергетике ключевыми факторами влияния в 2024 г. стали рост закупок со стороны Газпрома для начала реализации проекта ВСГ (участок Белогорск — Хабаровск), сокращение объемов строительства проектов Транснефти и остановка реализации проекта Волхов — Мурманск. Несмотря на это потребление металлопродукции в данном сегменте в текущем году снизится на 5,4%. В 2025 г. ожидается завершение закупочной кампании Газпромом под нужды «Силы Сибири», сокращение закупок со стороны Транснефти, а также смещение работ по проекту «Волхов — Мурманск» на II полугодие 2025 г. Машиностроение остается драйвером роста спроса на сталь. Так, по итогам года данный показатель прирастет на 5,3% благодаря высокой загрузке производителей грузовой и коммерческой техники, увеличению объемов выпуска продукции на АВТОВАЗе и HAVAL, а также росту производства вагонов. В следующем году положительную роль сыграют расширение выпуска автомобилей на 24 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ РЫНКИ МЕТАЛЛОВ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=