железнодорожной статистики, больше всего снизились поставки металлопроката в адрес трейдерских компаний. В итоге с точки зрения объемов поставок проката сегмент дистрибуции вернулся к уровню 2017 г. Тем не менее А ГРУПП сохраняет свои позиции на рынке. Так, в 2024 г. объемы продаж металлопродукции превысят 1,1 млн т. Благодаря присоединению А ГРУПП к Северстали была создана одна из крупнейших сбытовых сетей, при этом реализация продукции Северстали в объеме продаж А ГРУПП не имеет преобладающей доли. В текущем году прокат производства Северстали занимает всего 23% общего объема реализации компании. Единовременно на складах А ГРУПП находится более 250 тыс. т проката и свыше 4 тыс. номенклатурных позиций. О трансформации рынка металлоторговли рассказал В. Курятов, коммерческий директор компании Металлокомплект-М. Сегодня ее доля на рынке в регионах присутствия (а это 20 городов России, на которые приходится до 65% потребления металлопроката) составляет 16%. Компания объединяет 1,5 тыс. высококвалифицированных сотрудников, из которых только 350 специалистов занимаются продажами и маркетингом. Ключевая цель работы заключается в создании добавочной стоимости для клиента и поставщика, отметил В. Курятов. У компании более 40 поставщиков и 30 тыс. клиентов, оптимально диверсифицированные потоки, гарантированное и эффективное продвижение продукции, большие компетенции в умении хранить металл, высокая экспертность и комплексный подход к ведению бизнеса. Свыше 80% клиентов — конечные потребители, которым нужна дробность и порционность. В 2024 г. Металлокомплект-М достиг хороших результатов в продажах товаров длительного хранения. Компания также практикует совместные маркетинговые стратегии и партнерские продажи, развивает услуги и сервисы. По словам В. Курятова, 61% рынка металлоторговли сейчас делят между собой крупные федеральные трейдеры. В текущем году усилилось влияние на рынок со стороны торговых домов комбинатов. В сегменте горячекатаного проката доля торговых домов, правда, не увеличивается, но прирастает в секторе холоднокатаного проката и сталей с покрытиями, где существуют дефицитные позиции и высокая добавленная стоимость. В таких условиях очень важным становится умение управлять затратами, поскольку себестоимость оказания металлотрейдинговых услуг сегодня зачастую сравнима с рентабельностью работы. К примеру, директор по стратегии и организационному развитию ТФД «БрокИнвест-Сервис и К» В. Сараев так оценил основные составляющие металлотрейдинга в текущем году: это клиентская база, оборотные средства, персонал, собственная или арендованная инфраструктура. Сегодня оценочные затраты в трейдинге на тонну продукции составляют 5,236 тыс. руб., из них на логистику — 1,414 тыс. руб., на маркетинг и продажи — 861 руб., на административные затраты — 578 руб., на финансирование и налоги — 1,398 тыс. руб. и на поддержание инвестиций — 985 руб. Средняя доходность торговых домов и трейдеров оценивается в 1,2 и 3,2% соответственно, что ниже доходности в большинстве направлений российского бизнеса. Именно поэтому трейдерским компаниям необходимо постоянно развиваться. В частности, 30 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=