сти (банки, баллоны), но объемы все равно остаются ниже, чем в 2021 г. Проблемы связаны не столько с закрытием рынков, сколько со спецификой продукции, которая поставлялась в Европу и Америку. Импорт алюминиевой продукции также сократился — с 18% в 2021 г. до 13% в 2023 г. Из части стран продукция перестала завозиться в Россию, а европейские поставки были замещены китайской продукцией. На текущий год прогнозируется снижение до 11%. В последнее время ситуация по импорту немного стабилизировалась, а спад, произошедший в текущем году, связан по большей части с наличием проблем с трансграничными платежами, в том числе в расчетах с китайской стороной. Несмотря на сокращение, импорт продолжает оказывать давление на отечественных производителей. Рассмотрим, к примеру, тонкостенную экструзию: наши предприятия могут ее изготавливать, но при нынешних объемах рынка производство будет низкорентабельным в отличие от китайской продукции, которая в больших объемах поставляется по всему миру. Или же взять алюминиевые конструкции. Импорт растет из года в год. Главным поставщиком является Турция. Конструкции завозятся уже следующих переделов, с механической обработкой и сборкой. На российском рынке производство полуфабрикатов и дальнейшая обработка продукции до сих пор достаточно сильно разделены, что увеличивает себестоимость и снижает конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией. Если говорить о стоимости продукции, то, по мнению экспертов, ожидается умеренный рост цен на алюминий . Показатели в следующем году останутся примерно на уровне текущего года с возможным ростом до $2,52,6 тыс. за тонну. Отвечая на вопросы о прогнозируемом сокращении потребления со стороны стройкомплекса, С. Равлюк отметила, что конструкции из черного металла и конструкции из алюминия потребляются на разных этапах строительства. В частности, алюминиевые конструкции обеспечивают отделочную часть. В связи с этим существенного падения потребления в настоящее время в строительстве не наблюдается: тот пул проектов, который уже запущен, до конца года должен обеспечить сектор в достаточной степени. Спрос на алюминиевые конструкции растет объективно. В России увеличиваются объемы высотного строительства, где применение алюминиевых и светопрозрачных конструкций, применяемых при отделке фасадов, идет по умолчанию, поскольку пластик не выдерживает ветровые и другие нагрузки, установленные требованиями. Что касается стимулирования потребления алюминиевых профилей и конструкций, то Алюминиевая Ассоциация ведет активную работу по продвижению решений из алюминия. В частности, работа заключается в PR-деятельности, в выстраивании взаимоотношений производителей алюминиевых конструкций с потребителями, где им демонстрируются преимущества продукции. Экструзия — это не только стройка: основной прирост по потреблению в ближайшие годы ожидается в машиностроении, в производстве прицепной техники, в сегменте высокоскоростных магистралей и т.д. Далее перед участниками круглого стола выступил коммерческий директор КУМЗ А. Золин. Он отметил, что предприятие исторически было экспортно ориентированным. Так, 50% продукции приходилось на внутренний рынок, 50% — на экспорт. После 2022 г. отгрузки за рубеж начали резко снижаться. На сегодняшний день завод отправляет на экспорт лишь 7-8% производимой продукции — ситуация для КУМЗа непростая, потому как образовались избыточные мощности. Например, новый прокатный комплекс, введенный в строй в 2019 г., был ориентирован в том числе на экспорт алюминиевых плит, а внутренний рынок не может обеспечить необходимую загрузку мощностей. Также отмечается недозагруженность по большим прессам, где поставки исторически ориентированы на Северную Америку, и заместить их на текущий момент не удалось. Но КУМЗ 64 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=