активно работает в этом направлении, ищет новые ниши и рынки сбыта. Что касается сбытовой стратегии на внутреннем рынке, то предприятие ориентировано на работу с конечными потребителями (завод старается максимально выходить на прямые контракты), также ведется активная работа с металлотрейдерами (им реализуется порядка 35—40% продукции). Существенное сокращение заказов внутри страны и стагнацию по ближнему зарубежью отметил и генеральный директор КУЗОЦМ Н. Радько. В первую очередь это касается наиболее ходовых сплавов — латунных, бронзовых и медно-никелевых. Безусловно, существует демпинг со стороны китайских производителей. Кроме того, результаты исследования европейского рынка показали, что за последние три года цены на металлопродукцию медной группы в Европе снизились. Несмотря на возросшую стоимость энергоресурсов и на рост цены на труд, эту нишу после ухода российских поставщиков цветмета с европейского рынка в 2022 г. очень быстро заняли производители из Индии, Китая и Турции. В настоящее время российские производители в попытках вернуться на рынок Европы не проходят по цене, даже без учета экспортных пошлин и по сравнению с ценами, которые были в 2020—2021 гг. Сегодня КУЗОЦМ работает над тем, чтобы получать первичный металл (медные и никелевые катоды, алюминиевые и цинковые чушки) от производителей хотя бы по той же цене, по которой он экспортируется. Ни для кого не секрет, что на внешние рынки эта продукция поставляется со значительным дисконтом. Решение этого вопроса позволило бы предприятию стать более конкурентоспособным по многим видам выпускаемой продукции. Пока же для сохранения своих позиций и для поддержания существующей доходности КУЗОЦМ концентрирует усилия на сложных и редких сплавах, переносит акцент на продукцию более высокого передела. Так, уже освоено производство различных втулок из медных сплавов, в планах расширение номенклатуры сварочной проволоки, а также запуск производства прецизионных и жаропрочных сплавов. Реальное снижение потребления на медном рынке составляет 15—20%, а не 7-8%, сообщил Д. Вира, коммерческий директор НТЦМ. Для укрепления своих позиций на рынке компания вводит в строй новое оборудование и расширяет линейку выпускаемой продукции. К примеру, недавно был начат выпуск медных лент толщиной до 0,4 мм и шириной до 150 мм. Небольшим предприятиям проще и легче справляться с текущей ситуацией, отметил руководитель МЗОЦМ С. Тушков. В 2024 г. завод запустил алюминиевый дивизион. На данный момент здесь выпускается 300 т металлопродукции в месяц, в перспективе производство расширится до 2 тыс. т. Чтобы завести продукцию на рынок, предприятие предлагало участникам рынка низкие цены, но стоимость будет повышаться. Загрузка уже расписана на длительный период времени. Стратегия МЗОЦМ заключается в дальнейшей переработке своей продукции, в повышении добавленной стоимости. Завод работает на собственных средствах, за счет чего может обеспечивать хорошие условия для своих потребителей. Объемы инвестиций в развитие предприятия будут исчисляться миллиардами рублей, и в планах кратное усиление позиций на рынке. Затем представители компаний Промцветмет, КЭМ и Лист отметили, что для торговцев цветными металлами 2024 г. можно охарактеризовать как позитивный по сравнению с предыдущим годом. Особенно хорошим выдалось I полугодие. Все участники металлоторгового рынка достаточно сильно затарены, поскольку приобретали продукцию по несколько норм под работу с гособоронзаказом, и сейчас стараются избавляться от излишних остатков. Также ведется активная работа по снижению доли кредитных средств в бизнесе и по сохранению маржинальности. Кроме того, многие активно развивают направление металлосервисных услуг. Следующая встреча, посвященная спотовому рынку цветных металлов и складской логистике на металлобазах цветмета, запланирована на май 2025 г. Она пройдет в Санкт-Петербурге. Подробную информацию о данном мероприятии можно получить на сайте РСПМ. ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКО WWW.METALINFO.RU 65
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=