MCC 2024 № 11-12

I В МЕРОПРИЯТИИ ПРИНЯЛИ участие свыше 60 руководителей и специалистов ведущих металлургических комбинатов и компаний — переработчиков сталей с покрытиями, которые обменялись мнениями о текущей ситуации на рынке, обсудили перспективы развития производства и потребления проката с покрытиями в России, а также перспективные проекты и продукты. Ведущими круглого стола выступили С. Масленников, член Совета РСПМ, руководитель комитета по металлоконструкциям, и И. Гарипов, заместитель управляющего компании Казанские стальные профили (КСП). Открывая встречу, И. Гарипов отметил, что если взглянуть на предварительные итоги года, то для производителей изделий дальнейшего передела этот период оказался неплохим, несмотря на макроэкономические сложности, на сужение спроса на прокат строительного назначения, на снижение цен и сбытовую политику металлургических компаний. Понятно, что все это накладывает определенные ограничения на всех игроков рынка, но компании находят вполне адекватный ответ на вызовы современности. Это подтвердили и другие участники круглого стола. Так, руководитель направления Дирекции по разработке новых видов продукции Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) А. Иваненко отметил, что в 2024 г. оборудование по выпуску проката с покрытиями было максимально загружено. Единственной перспективой для наращивания объемов является увеличение мощностей, поэтому на предприятии в настоящее время идет строительство агрегата непрерывного горячего цинкования №5. Правда, сроки ввода линии в эксплуатацию пока не ясны. В текущем году компания увеличила объемы выпуска толстослойных видов покрытия, а также полиуретановых покрытий и покрытий со специальными свойствами (антибактериальных, абразивостойких и др.). А. Кузнецов, директор ММК-Лысьвенский металлургический завод (ММК-ЛМЗ), заявил, что текущий год был довольно интересным. Учитывая, что в прошлом году предприятие показало исторические рекорды по производству и отгрузке продукции, на 2024 г. строились такие же оптимистичные прогнозы. И в I полугодии этот план выполнялся. Однако во второй половине года сказались негативные факторы, характерные для экономики в целом. Впрочем, итоги года можно оценить как более-менее неплохие. Общий объем выпуска, скорее всего, снизится примерно на 15%, но при этом объемы отгрузки автолиста будут на 16% больше, чем годом ранее. Практически не просядут поставки премиальной продукции под брендом SteelArt. В прошлом году количество видов рисунков этого проката достигло 50, и ММК-ЛМЗ продолжает расширять линейку. Компания готова максимально быстро реагировать на запросы покупателей и разрабатывать нужные им виды. Конечно, есть сложности с производителями лакокрасочных материалов, но постепенно эти вопросы решаются в совместной работе с поставщиками ЛКМ. В качестве текущей проблемы развития А. Кузнецов назвал растущую экспансию китайской продукции. Если раньше ММК-ЛМЗ занимал в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке значимую долю рынка, то с конца III квартала 2023 г. количество китайской продукции достигло уже 16 тыс. т в месяц, и динамика продолжает ускоряться. Относительно следующего года А. Кузнецов предположил, что он будет сбалансированным. Основную надежду руководитель возлагает на то, что в действие снова вступят программы по кредитованию жилищного строительства, о чем недавно заявило Правительство РФ. Помимо китайской продукции, на российский рынок поступает и продукция производства Qarmet. Старший менеджер по маркетингу московского представительства комбината А. Патрин оценил годовой объем поставок в 330 тыс. т. Компания планирует провести перевооружение оборудования по выпуску проката с покрытиями. В настоящее время проект находится в стадии технико-экономического обоснования, идет определение технических параметров линий, сортамента продукции. Предполагается, что новое оборудование даст возможность выпускать продукцию с более толстым слоем цинкового покрытия, обрабатывать более толстый и более тонкий прокат. Текущее развитие Ташкентского металлургического завода оценил его директор по качеству Б. Турабеков. Предприятие начало свою работу в 2021 г. и ежегодно наращивает объемы выпуска. На сегодняшний день годовой объем достиг 250 тыс. т. Продукция поставляется как на внутренний рынок Узбекистана, так и на экспорт (до 30% общего количества) — в Россию, Беларусь, Прибалтику, Азербайджан, Киргизию, Казахстан и др. При этом основная особенность рынка Узбекистана заключается в нацеленности на более тонкий сортамент. К. Лабин, руководитель департамента маркетинга Компании Металл Профиль, также вполне положительно оценил итоги 2024 г. При этом позитивные оценки складываются в первую очередь за счет хорошей динамики продаж в I полугодии, а также благодаря загрузке линий по производству сэндвич-панелей, которая обеспечивается заказами со стороны промышленного строительства. Загрузка прослеживается и на следующий год. Вместе с тем настораживает ситуация в индивидуальном жилищном строительстве, куда Металл Профиль традиционно поставляет большие объемы. Сворачивание программ льготной ипотеки и рост процентной ставки сподвигают физических и юридических лиц хранить сбережения на своих банковских счетах. По оценкам экспертов, на депозитах населения накоплено уже более 1,1 трлн руб. Участники рынка надеются, что эти деньги уже скоро вернутся в оборот. Также есть надежда, что 2%-ное льготное кредитование, которое ВТБ запускает в ДНР и ЛНР, так или иначе поддержит производство и потребление металлопродукции. Металл Профиль продолжает разрабатывать и предлагать рынку новинки изделий. Так, в текущем году в ассортименте появились самозащелкивающиеся панели, а также фасадные кассеты для облицовки зданий. Оценивая результат введения ГОСТ Р 58153-2018 «Листы металлические профилированные кровельные (металлочерепица). Общие технические условия», К. Лабин отметил, в 2024 г. компания провела работу, нацеленную на приведение собственного ассортимента металлочерепицы в соответствие с этим документом. Он добавил, что потребителям сегодня совершенно непонятно деление данного сегмента на классы, хотя WWW.METALINFO.RU 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=