У вас богатый опыт работы в юриспруденции и инвестанализе, вы обладаете практическими знаниями о металлургии и смежных отраслях и хотите войти в экспертную группу нашего портала? Нет ничего проще: заполните анкету http://www.metalinfo.ru/ru/login/register/ , пришлите ваш логин на адрес lid@metalinfo.ru и ваше мнение прочитают тысячи интернет-пользователей.
Одними из целей создания особых экономической точки зрений государства являются следующие:
- привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий
- создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала
- развитие экспортной базы
А также боле общая цель диверсификация производства на территории РФ. С этой точки зрения, можно оценить частичное разрешение металлургического производства, как метод стимулирования данных видов деятельности и повышение их эффективности.
Судя по опубликованным данным Минэкономразвития пока законодательные изменения не отразились напрямую на деятельности конкретных ОЭЗ и металлургические предприятия не стали их резидентами.
Что касается, отбора заявок на создание особых экономических зон одного типа, то он осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и действует в настоящий момент в прежней редакции Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 N 563 (ред. от 31.01.2008) "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон", т.е. процедура на данный момент не изменилась.
В исключительных случаях согласно п. 1.1. ст. 6, введенному Федеральным законом от 25.12.2009 N 340-ФЗ, на основании решения Правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок, что предполагает собой упрощенный порядок создания ОЭЗ, однако точные критерии исключительности в законе не приводятся, что потребует дальнейшего нормативного регулирования данного положения для его эффективного применения на практике.
Международный опыт создания свободных экономических зон опирается на положения Киотской конвенцией 1973 года, в соответствии с которой свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип “таможенной экстерриториальности”) и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Обычно законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее:
• таможенное регулирование экспортно-импортных операций;
• налогообложение;
• лицензирование;
• визовое оформление;
• банковскую и страховую деятельность;
• имущественные и залоговые отношения;
• трудовые и социальные отношения;
• управление зоной;
• другие вопросы, имеющие специфическое отношение к деятельности свободных экономических зон.
Больше всего экспортно-производственных зон находится в развивающихся странах зарубежной Азии, в первую очередь новых индустриальных. В качестве примеров наиболее эффективных приводят зоны Республики Корея (Масан), о. Тайвань (Гаосюн), Малайзии (Пинанг), Филиппин (Багио), Сингапура (Джуронг).
Наиболее масштабное развитие специальных экономических зон происходит в Китае. На пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны, что, среди прочего, обеспечивает беспрецедентный рост промышленного производства в данной стране.
Гульнара Наструтдинова