Юридическая консультация. Вопрос №22

У вас богатый опыт работы в юриспруденции и инвестанализе, вы обладаете практическими знаниями о металлургии и смежных отраслях и хотите войти в экспертную группу нашего портала? Нет ничего проще: заполните анкету http://www.metalinfo.ru/ru/login/register/ , пришлите ваш логин на адрес lid@metalinfo.ru и ваше мнение прочитают тысячи интернет-пользователей.

В рамках Таможенного союза придется менять тарифное, налоговое, таможенное законодательство. Кроме того, наверняка придется распространять существующие международные соглашения о торговле (например, трубами) между Россией и Украиной или Китаем на отношения Белоруссия-Украина и Казахстан-Китай. Насколько это легко будет сделать, как такие вопросы регулирует международное право, сколько обычно это занимает времени?
Как конкретно придется усовершенствовать/менять законодательство в части взимания и возврата НДС, есть ли принципиальные различия в этом вопросе в законодательстве России, Казахстана и Белоруссии, легко ли будет привести нормы трех стран к единому знаменателю с учетом разных валют в каждой стране?
Дмитрий,
Москва

Касательно распространения существующих международных соглашений о торговле между Россией и Украиной или Китаем на отношения Беларуси и Украины, а также Казахстана и Китая, стоит отметить следующее. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана (далее – «Таможенный союз») представляет собой форму торгово-экономической интеграции, регулирование в рамках которой производится на основании нормативно-правовых актов, имеющих юридическую силу лишь для его участников. При этом, внутригосударственное регулирование одного из участников Таможенного союза (в которое входят и нормы международного права) не распространяется на другое государство–участника.

Тем не менее, Беларусь и Украина, а также Казахстан и Китай могут заключить международные соглашения о торговле, аналогичные тем, в которых принимает участие Россия. Однако их заключение будет производиться на условиях и в порядке, не зависящем от участия Беларуси и Казахстана в Таможенном союзе.

Относительно изменения законодательства, регулирующего взимание и возврат НДС, следует отметить следующее. Согласно ст. 2 Договора «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» создание Таможенного союза предполагает «установление и применение порядка зачисления и распределения <...> налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие», то есть появление однородного налогового пространства.

Подобное пространство достигается путем заключения соответствующих международно-правовых актов, которые, как следует из ст. 7 НК РФ, ст. 5 НК РБ, ст. 2 НК РК, имеют приоритетное значение перед налоговым законодательством государств-участников Таможенного союза. Исходя из чего, порядок взимания и возврата НДС будет единым для всех государств-участников Таможенного союза (факт различных валют при этом не имеет никакого значения).

Хочется также добавить, что на сегодняшний день порядок взимания и возврата НДС для государств-участников уже регулируется рядом таких международно-правовых актов, к которым, в том числе, относятся: Соглашение «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.2008, Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» от 11.12.2009, Протокол «О внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года» от 11.12.2009 и др.

Татьяна Левкина
Юридическая Компания "Юков, Хренов и Партнеры", юрист


Задать вопрос