Венталл — завод с 15-летней историей, в год производящий 60 тыс. т стальных каркасов зданий и сооружений, 800 тыс. м2 «сэнд-вич»-панелей, является одним из лидеров российского рынка в данном сегменте. О приобретенном предприятии и дальнейших планах Ruukki в России рассказал генеральный директор российского офиса финской компании А. Дасковский.
Андрей, когда принималось решение о покупке завода Венталл?
Компания решила сделать Россию одним из своих приоритетных рынков примерно в середине прошлого года. Соответственно, весной—летом 2005 г. началась подготовка к серьезному шагу на российском рынке, который оказался в стратегическом фокусе компании. Начался скрининг российских компаний, которые могли быть потенциальными объектами для приобретения. Завод Венталл в силу своей значимости среди производителей металлоконструкций с первого дня был в числе фаворитов Ruukki. Почти год продолжалась работа по поиску объекта для стратегических инвестиций. В итоге, на рубеже 2005—2006 гг. руководство Ruukki стало склоняться к варианту с покупкой Венталла. Затем прошли интенсивные переговоры с владельцами компании, которые в марте этого года завершились подписанием документа о покупке 100% акций. В середине мая нами было получено разрешение от ФАС, которая одобрила сделку.
Логика здесь достаточно понятная: компания должна идти туда, где наибольший потенциал роста, где лучшая динамика рынка. Не секрет, что сегодня строительный рынок Западной Европы находится в состоянии стагнации. Например, в прошлом году в Германии был обвал. К тому же конкуренция на этом рынке очень высока. Отмечу, что Ruukki не является транснациональной фирмой, пусть ее оборот и достаточно велик — в прошлом году он составил 3,6 млрд евро. Для европейской компании это немалый оборот. Но все-таки в Ruukki считают, что лучше концентрироваться и работать на ограниченных рынках, чем распылять усилия. Поэтому и было принято стратегическое решение — сохранять лидирующие позиции в Скандинавии и Балтии, а в Центральной и Восточной Европе активно развивать рынок.
Чем было обусловлено это решение?
Начнем с того, что компания рассматривает своими приоритетными рынками страны Центральной и Восточной Европы, включая Россию и Украину. Именно на этих рынках наша фирма собирается фокусировать внимание. Это не означает, что Ruukki уходит из Западной Европы. Если же говорить о странах Скандинавии и Балтии, то там позиции компании уже являются лидирующими. Центральная и Восточная Европа — рынки относительно новые для Ruukki. И если они официально становятся приоритетными, их нужно «подтянуть» к скандинавскому уровню. Покупка завода Венталл — типичный пример роста. Он обусловлен тем, что компания хочет развивать свой бизнес в России.
Какие ближайшие перспективы и плюсы видит Ruukki в приобретении завода в Обнинске?
Если мы сравним обороты компании в России в прошлом году — это порядка 70 млн евро. Примерно такой же оборот был у Венталла. Если в этом году Ruukki собирается достигнуть оборота €108 млн, то и Венталл планирует показать аналогичный результат. Значит, наша компания удвоит оборот.
Во-первых, произойдет увеличение продаж, во-вторых, расширение продуктовой линейки. Некоторые наши продукты пересекаются, другие — дополняют тот пакет конструкций на основе металла, который мы можем предложить клиентам. Это позволит сделать нашим покупателям более комплексное предложение.
Кроме того, объединяются рынки. Большинство клиентов Ruukki — крупные иностранные строительные, инвестиционные компании, работающие в России. Венталл — российская компания. Большинство ее клиентов — местные строительные и инвестиционные фирмы. Таким образом, мы покроем весь спектр операторов строительного рынка. У Венталла сильное проектно-дизайнерское бюро, у Ruukki аналогичный отдел тоже очень сильный, мы их объединим. У нас есть присутствие в определенных регионах, ранее недоступных Венталлу, и наоборот. В этом отношении мы также будем дополнять друг друга.
С объединением значительно расширятся перспективы для сотрудников обеих компаний. У специалистов Венталла будет возможность поработать на объектах Ruukki, войти в структуру нашей фирмы. Мы, в свою очередь, познакомимся с опытом Венталла. Мы ожидаем эффект, когда два компонента складываются, и результат превосходит сумму двух слагаемых по всем направлениям. В английском языке это обозначается словом «synergy», перевода на русский мы так и не нашли.
Вместе мы станем привлекательнее и для наших поставщиков. Объемы закупаемой продукции увеличатся. Общий оборот должен возрасти не в два раза, а больше — здесь предполагается геометрическая прогрессия.
Предусмотрены ли инвестиции в Венталл? Если да, то в каких объемах?
В этом году Венталл уже осуществляет крупномасштабную инвестиционную программу. У них построен и начинает входить в действие второй производственный модуль, первый находится в г. Балабанове, второй — на территории г. Обнинска. После выхода завода на полную мощность производство на Венталле утроится. Соответственно, предполагается увеличение рабочих мест, производственных площадей. Если завод до этого времени работал на старых производственных площадях, оставшихся еще с советского времени и строившихся не с целью создания такого металлообрабатывающего предприятия, то новые построены специально для этого.
Когда менеджеры Ruukki приехали на Венталл, то заявили, что не ожидали увидеть такого в России. Производственное здание, оборудование — все на высоком уровне. На заводе уже сегодня осуществляется инвестиционная программа, Ruukki пока нет смысла заявлять о новой.
Откуда на Венталл будет поставляться металл? Сохранится ли прежняя система поставок?
Этот вопрос мы обсуждали. Компания Венталл официально сообщила своим поставщикам, что сделка не скажется на действующих контрактах. Это не заявление на предстоящие несколько месяцев, чтобы успокоить рынок, это действительно стратегический подход Ruukki к данному рынку. Я могу привести пример — у нас есть собст-венное производство Ruukki в Санкт-Петербурге в области обработки металла, изготовления строительных конструкций. Я посмотрел динамику зависимости этих заводов непосредственно от самой компании Ruukki: за последние два года она неуклонно снижалась. Возрастал объем поставок от российских производителей. Мы будем работать с теми поставщиками, которые предлагают наилучшие условия. Естественно, не откажемся от покупки металла Ruukki, потому что есть позиции, которые российские производители просто не выпускают. Это легкие и прочные типы стали — они дают меньшие нагрузки на полы, на фундамент, позволяют навешивать больше несущих компонентов.
К тому же сегодня все производственные мощности Ruukki в Европе задействованы по полной программе (спрос на металл очень большой). Переключить их на обслуживание Венталла — просто нерентабельно.
Вы предполагаете какие-либо изменения в сервисе на Венталле?
Для того чтобы понять, нужно ли вносить какие-либо изменения в те или иные аспекты деятельности компании, необходимо ее подробно узнать. Как было объявлено, одним из элементов сделки является тот пункт, что до конца этого года Венталл будет продолжать работу практически без изменений, выполнять тот инвестиционный план, который у них есть. Другими словами, достигать тех годовых результатов, под которыми компания подписалась. Соответственно, часть финансовых условий сделки зависит от выполнения годового плана предприятия. В течение этого периода, до конца декабря текущего года будет происходить знакомство, подготовка к интеграции. В частности, у нас есть время познакомиться с сервисом, который предлагает Венталл. Увидим, что хорошего мы можем привнести из нашего опыта, и что нам следует почерпнуть из практики завода. Для всех наших поставщиков и клиентов мы должны предоставлять абсолютно одинаковые условия по всем параметрам. В частности, и по сервису, надеюсь, это будут лучшие условия.
По вашему мнению, будет ли и дальше настолько активно развиваться строительный рынок в России?
Темпы развития российского строительного рынка существенно превосходят западноевропейские показатели. Конечно, мы просчитали перспективы развития строительного рынка в России. Поэтому вопрос — прекратит рынок расти или нет — для нас не стоит. Сейчас он активно развивается. Он сам по себе достаточно велик, стремительно идет вперед, что позволяет осуществлять нашей компании долгосрочные планы и инвестиции.
В основном ставка делается на промышленное и коммерческое строительство. Подразумеваются не только промышленные предприятия, но и офисные здания, складские помещения (сегодня в России бум складского хозяйства), торговые, торгово-развлекательные комплексы, спортивные сооружения, объекты инфраструктуры. Это основной набор зданий коммерческого назначения, который является приоритетным для Ruukki. Многие сооружения находятся в плачевном состоянии — соответственно, есть рынок и для реконструкции.
Ожидаете ли вы на российском рынке серьезную конкуренцию?
Ruukki предлагает комплексный подход как в плане полноты продуктовой линейки, так и по номенклатуре сервиса. Это не один и не два продукта, а комплексное решение, начиная с проектной стадии работы. В любом виде зданий, о которых мы говорили, все, что делается из металла, мы можем предложить. В настоящее время мы не достигли уровня, при котором способны предоставить все 100%, но уже близки к этому. Подобного на рынке России пока нет. По уникальности предложения с Ruukki сравниться может компания Lindab. Они заявили приблизительно о таких же намерениях, но пока аналогичных Ruukki шагов не делали. Отмечу, что помимо Венталла компания ведет поиск площадки под производственный проект в Петербурге. Другие фирмы работают в каком-то более узком сегменте. Например, «сэндвич»-панели (сегодня модная тема), только ленивый не «гоняет». Там есть свои лидеры рынка — это самарский Электрощит, Стройпанель, Петропанель. Каркасы в основном делают российские металлурги — Новокузнецкий, Череповецкий меткомбинаты. По кровле впереди компания МеталлПрофиль. В отдельных сегментах рынка существуют свои лидеры и серьезные конкуренты Ruukki, но если говорить в комплексе, то предложение нашей компании в своем роде уникально.
Как сегодня работает Ruukki в Петербурге?
Там у нас налажены линия по кровле и линии по дальнейшей переработке металла. Развернуто производство различных компонентов из металла Ruukki, проще говоря, СМЦ.
Существуют ли различия между рынками Петербурга и Москвы? Есть мнение, что в Петербурге темпы развития строительного рынка несколько занижены по сравнению со столицей.
В принципе, Москва и Санкт-Петербург — это мегаполисы. Общее — это высокие требования, которым должно отвечать строительство в условиях крупного города. Но в Москве больше бюрократических барьеров, больше требований. Многие ГОСТы устарели, ситуация неясная. Столичные власти пытаются придумывать что-то свое. На государственном уровне — с распадом структуры Госстроя —правительст-во, к сожалению, до сих пор не может прийти общему знаменателю — как же проводить унификацию норм в области строительства. Пока наши нынешние нормы отстают от европейских, не дают возможности компании применять современные технологии. А отсутствие современных технологий — это те аварии, трагедии, о которых мы в последнее время часто слышим. Обвалилась крыша, но почему? Потому что металл не того качества. Мир и Европа шагнули вперед, нужно применять другие виды материалов. В России же конкретные нормы препятствуют Ruukki использовать новые технологии.
На Западе одинаковые условия на всех региональных рынках. В России в каждом округе приходится «играть по разным правилам», принимать во внимание кучу локальных специфик. К тому же проблемы с инфраструктурой дóроги, складские комплексы, сервис, перевозки. Совсем недавно еще говорили: до Урала на машине довезти — это очень большой риск, машина просто может пропасть. Перегрузки — тоже проблема, большой процент порчи. И спросить особенно не с кого. Можно оформлять дорогую страховку, действующую от начала до конца, но потом по каждой поставке вы будете со страховой компанией чуть ли не судиться, доказывая причину инцидента.
Россия — в числе приоритетных рынков Ruukki, а как с Украиной обстоят дела?
Украина тоже в приоритете. Там уже есть собственное производство Ruukki. Рассматривается возможность поставки продукции Венталла на украинский рынок.