Рис. 1. Структура потребления металлопроката на Украине по состоянию на конец 2005 г. |
Рис. 2. Структура потребления металлопроката на Украине в I квартале 2006 г. |
Крупнейшие участники вторичного рынка металлов Украины* |
Рис. 3. Ассортимент металлопродукции среднего украинского СМЦ |
Часть
Украинский рынок торговли металлопрокатом по его нынешнему состоянию можно условно разделить на первичный и вторичный. Первый формируется крупными сбытовыми структурами сталепроизводителей и ориентирован на конечного потребителя (то есть целевой рынок). Второй — розничный, именно он, как заметил президент Украинской ассоциации металлоторговцев (УАМ) А. Федосеев, является рынком «реальной металлоторговли», который имеет дело с множеством небольших конечных клиентов. Рынок торговли металлопрокатом появился на Украине в то же время, что и в России, в начале 1990-х годов, после крушения системы Госснаба. Металлоторговля, как способ быстро зарабатывать немалые деньги на перепродаже продукции метпред-приятий, какое-то время шла рука об руку с криминалом. Впрочем, процесс «очищения» уже идет, но вплоть до недавнего времени украинские металлоторговцы были чем-то вроде фантомов, существовавших, с точки зрения публичности, общественного мнения и информационной поддерж-ки деятельности весьма условно. Однако с возникновением УАМ ситуация начала меняться — так же, как это было в свое время в России с появлением РАМТ (ныне РСПМ).
По итогам I квартала текущего года примерно 36% потребления металлопроката на Украине пришлось на трейдеров, тогда как еще в конце 2005 г. их совокупная доля составляла только 30% (рис. 1, 2). При этом надо иметь в виду, что потребление со стороны стройиндустрии и машиностроения также частично шло через посредство металлоторговцев. К тому же динамично изменяется не только доля последних, меняется суть бизнеса — от простой перепродажи до предоставления услуг по первичной, предпродажной обработке металлопродукции.
Как следствие, розничная металлоторговля начинает представлять все больший интерес для крупного капитала, поэтому в ближайшие два года, по прогнозу главы УАМ, стоит ожидать усиление процессов слияния и поглощения на рынке, как это было (и до сих пор есть) в России. Отставание по времени при этом, по оценке самих украинских трейдеров, составляет около 3-4 лет от России и 20 лет — от Западной Европы, где через вторичный рынок проходит до 75% всех металлопоставок, а дистрибьюторы занимаются не только реализацией продукции, но и ее переработкой (до 50% проходящего через них объема). Вторичный же рынок Украины пока неструктурирован, слабо консолидирован и крайне непрозрачен. И хотя рост его составляет 5—7% в год, даже двадцатка крупнейших металлотрейдеров страны по своему составу непостоянна (см. табл.). На долю пяти лидеров в прошлом году приходилось 57% розничного рынка металлов Украины, а за минувший отрезок 2006 г. — 42%. Для сравнения: на европейском рынке, давно пережившем пик укрупнения компаний, этот показатель составляет порядка 70%. Тем не менее, можно констатировать, что развитие поставок металла на Украине идет, как это было несколько ранее в России, в рамках цепочки «Металлургический завод — Посредник — Металлобаза — Металлический супермаркет — СМЦ». В тех торговых компаниях, которые сегодня смогли достичь статуса СМЦ, ассортимент «оборотной» металлопродукции мало отличается от российского — основные объемы делаются сортаментом строительного назначения (рис. 3).
Слабая консолидация украинских трейдеров обнаружилась с особой ясностью, когда после долгого роста, опустившего входной барьер на украинском рынке, цены на металл пошли вниз, что, в свою очередь, привело к падению рентабельности вторичного рынка — с 1,5—3% почти до 0% (у отдельных игроков — «вообще в минус»). По мнению А. Федосеева, для поддержания приемлемой маржи и для финансирования дальнейшего развития рынка, на данный момент низкорентабельного, нужны средства, однако инвесторы не придут, пока рынок не станет более ясным, прозрачным и структурированным. Или придут так, как это сделала в прошлом году Mittal Steel (подробнее см. статью «Криворожсталь трейдерская» — журнал «Металлоснабжение и сбыт», №5’2006 г., стр. 98). Собственных же средств компаниям не хватает, а банковские кредиты дороги и также недостаточны. Фактически, перед украинцами сейчас стоят те же вопросы, о которых на российском вторичном рынке речь шла четыре года назад.
Сами трейдеры Украины видят два пути увеличения рентабельности металлоторговли: интенсивный, с активным привлечением заемных средств на структуризацию, расширение сегмента сервисных услуг с наращиванием мощностей по металлообработке; и экстенсивный, по принципу «укрупняйся или проиграешь», причем не только путем объединения небольших компаний, но и поглощения мелких и средних крупными, включая производителей. По данным УАМ, сейчас доля трейдерских компаний, так или иначе аффилированных с металлургическими предприятиями, достигает 28% от общего количества металлоторговых организаций Украины, что немного. Кому-то ближе первый вариант, кому-то — второй, но, как бы то ни было, украинские металлоторговцы пока только зондируют почву в обоих направлениях движения. Соответственно, все проблемы рынка, а именно: отсутствие правил, негармонизированные отношения с производителями, посредничество (в худшем смысле этого слова), отсутствие консолидации и организованности остаются. Но, по логике, если украинский рынок металлоторговли идет следом за российским, перемены к лучшему не за горами.
Целое
Перемены нужны тем более, что общий фон состояния в украинской металлургии стабильностью не отличается, но, что важно для трейдеров, потребление растет. По словам начальника отдела маркетинга и консалтинга агентства Держзовнишинформ А. Сирика, по итогам первых четырех месяцев текущего года на Украине производство металлопроката сократилось по сравнению с прошлым годом почти по всем видам, за исключением полуфабрикатов. Это могло бы вылиться в полноценный спад на рынке, если бы не существенный рост экспорта этих самых полуфабрикатов. Между тем, поставки за рубеж готового проката с Украины сократились почти на 5%, в том числе плоского — на 3,5%, длинномерного — на 7%. В целом металлургия Украины гораздо в большей степени экспортно ориентированная, нежели российская.
Поставки импортной оцинковки на Украину по итогам четырех месяцев возросли без малого в два раза.Свое влияние оказывает и мировой рынок, неоднозначность конъюнктуры которого в последние месяцы привела к тому, что производственные показатели украинских производителей снизились по сравнению с мартом. К тому же по отдельным сортаментным позициям на рынке если не избыток предложений, то ситуация, близкая к нему. Сказывается и импорт металлопродукции, демонстрирующий быстрые темпы роста. Только за январь—апрель 2006 г. он увеличился на 77%, то есть более чем на 100 тыс. т. В числе наиболее динамично ввозимых в страну видов металлопродукции — квадратная заготовка для производства сорта, но основное развитие импорту дает плоский прокат с покрытиями (около 50% от общего объема импорта). Поставки импортной оцинковки на Украину по итогам четырех месяцев возросли без малого в два раза — с 21 тыс. т в январе—апреле 2005 г. до 37 с лишним тыс. т в январе—апреле 2006 г.; жести — с 14 тыс. до 35 тыс. т соответственно. Наконец, беспокойство украинским производителям доставляет импорт российского сортового проката, например, прутков производства ОЭМК, балки с Уральской Стали и проч.
Потребление металлопроката на Украине растет, пусть и не всегда резвыми темпами: 1% за четыре месяца 2006 г. В частности, значительно увеличилось потребление подката для производства труб (+7%), но снизилась активность в строительном секторе. Однако, по мнению А. Сирика, несмотря на падение цен, продолжившееся в мае т.г., рынок Украины остается «высоким» (например, $450—460 за тонну экспортируемых г/к рулонов и до $480 при поставках FOB через черноморские порты). Дорожают полуфабрикаты. И никаких предпосылок для резких изменений на рынке нет. Этим, думается, украинские трейдеры воспользуются для своего развития.