В текущем году китайский экспорт стали увеличивается небывалыми темпами. За первые три квартала его объем составил 65,3 млн. т, что на 39,6% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. При этом, учитывая то, что на китайском рынке стали по-прежнему наблюдается значительный избыток предложения, а национальные металлургические компании не сбавляют выпуск, рассчитывать на сокращение китайского экспорта стальной продукции в силу «естественных» причин не приходится. Поэтому многие страны начинают все более решительно ограждать национальный рынок от китайского металла, в частности, посредством введения антидемпинговых пошлин.
Как еще весной этого года отмечала китайская металлургическая ассоциация CISA (China Iron & Steel Association), против Китая действует больше антидемпинговых и антисубсидиарных торговых ограничений, чем против любой другой страны мира. Только в США, например, блокируются таким образом поставки порядка 30 видов стальной продукции из КНР. Причем, их количество растет. Только в первом полугодии 2014 года новые иски были возбуждены против китайских поставщиков различных видов проката и труб в 10 странах мира и Европейском Союзе.
Во втором полугодии, когда объем китайского экспорта стали вышел на уровень 7,5-8,5 млн. т в месяц, недовольство металлургических компаний китайской экспансией еще более усилилось. Тем более, что причины для этого, безусловно, есть.
Так, поставки стальной продукции из Китая в Корею в январе-июне текущего года увеличились на 31% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности и превысили отметку 5 млн. т. Корейская компания Posco жалуется, что китайцы захватили почти четверть местного рынка стали, вытесняя с него национальных производителей. Ситуация в других странах и регионах не лучше. В частности, китайский экспорт стали в Евросоюз и Индию вырос примерно на 50% по итогам первого полугодия, в США — более чем на 65%, в страны АСЕАН — на 37% по данным за семь месяцев, в Латинскую Америку — на 54% за восемь месяцев.
В последнее время конкуренция со стороны китайских компаний становится все более нестерпимой вследствие понижения котировок на их продукцию. Естественно, металлурги из различных стран обращаются за поддержкой к национальным правительствам и добиваются введения различных ограничений на импорт китайского проката. Только за последние полтора месяца были введены компенсационные и антидемпинговые пошлины на китайские катанку и электротехническую сталь в США, арматуру в Канаде, холоднокатаную нержавеющую сталь во Вьетнаме, толстолистовую сталь в Мексике, горячекатаные рулоны в Малайзии. Кроме того, китайская арматура подпадает под действие новых импортных пошлин в Египте. Начато расследование против импорта горячекатаных рулонов из КНР в Мексику, рассматривается возможность проведения расследований либо возведения нетарифных барьеров против китайской оцинкованной стали в США, арматуры в Малайзии, Таиланде и Индии, некоторых видов фасонного проката в Индонезии и на Филиппинах…
Стремление производителей стали в различных странах защититься от китайской конкуренции вполне понятно. Однако эта тенденция несет в себе определенные риски как для мирового рынка в целом, так и для экспортеров проката из России и Украины, в частности. Заключаются же они в следующем. Во-первых, с «легкой руки» Китая в глобальной металлургической отрасли может начаться новая волна протекционизма. Во многих случаях ограничительные меры предпринимаются не только против китайских поставщиков. Так, в Канаде пошлины на арматуру распространились еще на две страны, на нержавеющую сталь во Вьетнаме — на четыре, в Малайзии санкции предлагается также ввести против корейских экспортеров арматуры, а в Мексике «под раздачу» могут попасть германские и французские производители горячего проката. Для компаний из России и Украины угроза обвинений в демпинге является, можно сказать, постоянной, а теперь в связи с «гонениями» против китайцев она может усилиться.
Во-вторых, китайская стальная продукция, будучи вытесненной с одних рынков, может перетечь на другие. В частности, относительно свободными в этом плане можно назвать Корею, страны Ближнего Востока, отчасти — Европы и Латинской Америки. Многие из этих рынков важны и для российских поставщиков, уже сейчас испытывающих усиление конкуренции со стороны китайцев, например, в турецком секторе плоского проката. Наконец, в-третьих, может увеличиться экспорт китайского металла в Россию.
Итак, рассмотрим эти риски. Новая волна протекционизма на мировом рынке стали действительно имеет место быть. Однако российские производители стали вряд ли понесут от нее серьезный ущерб. Прежде всего, для металлургов из России и Украины многие рынки оказались закрытыми, да так и не открылись вновь еще во время предыдущей массовой антидемпинговой кампании конца 90-х — начала 2000-х годов. Тогда, в частности, российские экспортеры были практически изгнаны с североамериканского рынка. И когда американские власти в рамках экономической войны против России в этом году пытались найти побольше поводов для введения санкций, они смогли установить антидемпинговые пошлины только на текстурированную электротехническую сталь — товар отнюдь не массовый (к тому же, на США приходилось только около 1% российского экспорта данной продукции за первые восемь месяцев текущего года).
По данным за январь-июль 2014 года, более 60% российских внешних поставок стали и почти 50% украинских пришлось на полуфабрикаты, импорт которых никто и никогда не ограничивал (хотя в Таиланде эти меры уже принимают, естественно, против китайцев). Можно, конечно, посетовать на то, что наши страны продают за рубеж, в основном, продукцию с минимальной добавленной стоимостью, однако не следует забывать о том, что эта структура экспорта сложилась, в частности, вследствие массового применения антидемпинга к российским и украинским компаниям 12-16 лет тому назад. Как говорится, худшее с отечественными металлургами уже случилось, поэтому «антикитайская» антидемпинговая волна их вряд ли существенно затронет. Правда, и шансов восстановить свои позиции на внешних рынках вследствие вынужденного ухода оттуда китайцев будет сложно. Пока что больше всего на них ополчились США, а также государства Латинской Америки и АСЕАН, куда отправлять стальную продукцию из России или Украины будет непросто.
Более серьезным выглядит риск, связанный с экспансией китайских компаний на традиционные рынки сбыта российских производителей плоского проката в ЕС, Турции и других странах Ближнего Востока. Собственно говоря, этот процесс уже стартовал, и здесь в ближайшие месяцы возможны значительные потери. Российским экспортерам придется либо уступить китайцам часть рынка, например, в Турции, или ввязаться в ценовую войну с неясными шансами на успех. Уж очень дешев сегодня китайский прокат. Так, если в начале 2014 года цены FOB у российских и китайских экспортеров горячекатаных рулонов были почти равны, то в начале второго полугодия разница в пользу отечественных компаний достигла $30 за т, а в настоящее время превышает $50 за т, при том, что затраты на доставку продукции в ЕС или Турцию из китайских и российских портов различаются не так сильно.
Что качается российского рынка, то пока его достаточно надежно охраняет от китайских конкурентов низкий курс рубля по отношению к доллару. В последнее время российские дистрибьюторы сообщают о сокращении закупок оцинкованной стали и проката с полимерным покрытием китайского производства как недостаточно конкурентоспособных по отношению к отечественной продукции. Впрочем, как показывает опыт, при необходимости ограничения на импорт китайской стальной продукции в Россию могут быть введены достаточно оперативно.
Безусловно, будучи одним из крупнейших экспортеров стали в мире, Россия заинтересована в максимально свободной торговле стальной продукцией. Поэтому всеобщее усиление протекционистских настроений, даже если их основной «мишенью» являются китайцы, не может радовать. Однако пока что данная тенденция будет развиваться, и к ужесточению конкуренции с китайскими поставщиками, а также, возможно, к новым «наездам» на российских металлургов надо быть готовым.
Просмотров: 42
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.