На рынках металлургического сырья — металлолома, железной руды, коксующегося угля, товарного чугуна — каких-либо перемен к лучшему пока не происходит. Цены остаются низкими, и надежд на повышение в ближайшем будущем практически нет. Объем предложения сырья имеет избыточный характер, а спад на рынке проката заставляет металлургические компании принимать самые решительные меры по сокращению затрат.
С начала сентября по настоящее время цены на металлолом в Турции упали на $50-60 за т. Это удешевление оказалось более существенным, чем у арматуры, стоимость которой сократилась за данный период на $35-40 за т, тем не менее, спад и на том, и на другом рынке еще не завершен. По мнению трейдеров, котировки уже почти на «дне», но в ноябре могут опуститься еще на $5-10 за т до того, как начнется традиционное зимнее повышение цен на лом, вызванное ограниченным объемом предложения. Впрочем, этой зимой такого подъема может и не произойти из-за общей слабости рынка.
В последнюю неделю в Турции заключались немногочисленные, «точечные» сделки по приобретению металлолома. Большинство местных металлургических компаний уже обеспечили себя сырьем на ближайшие несколько недель, а европейские трейдеры распродали значительную часть запасов. Тем не менее, некоторые продавцы, нуждавшиеся в срочном поступлении оборотных средств, по-прежнему были готовы совершать продажи по относительно низким ценам. Хотя индикативы для американского и европейского лома HMS № 1&2 (80:20) указывались в последнее время на уровне $335 за т CFR или несколько ниже, некоторые реальные сделки осуществлялись из расчета около $330 за т CFR.
Металлургические компании, собирающиеся возобновить закупки в ноябре, нацелены на дальнейшее удешевление металлолома. Как утверждают их представители, это обусловлено продолжающимся ухудшением обстановки на ближневосточном рынке длинномерного проката. Кроме того, в странах-экспортерах в ноябре ожидается новое понижение цен на сырье. В США, где в октябре его стоимость сократилась, в среднем, на $25 за т, прогнозируется спад еще, как минимум, на $15-20 за т, а на европейском рынке уменьшение внутренних котировок на 10-15 евро за т, наблюдавшееся в текущем месяце, вероятно, повторится и в следующем. В западных странах спрос на металлолом сужается вследствие сокращения объемов выплавки стали, что, в свою очередь, объясняется как приближением зимнего спада активности в строительстве, так и общим осложнением экономической ситуации.
При этом, в наиболее сложном положении находятся, пожалуй, японские поставщики лома. Местные мини-заводы запланировали на ноябрь уменьшение выпуска длинномерного проката вследствие спада в национальной строительной отрасли и поэтому сократили закупки. В то же время, в последние месяцы японский экспорт металлолома в Корею и на Тайвань упал, из-за того что корейские производители арматуры сбавили темпы по причине китайской конкуренции, а тайванцы перешли на закупки дешевых китайских заготовок. Таким образом, у трейдеров возникли значительные излишки непроданного материала, что и привело в итоге к панической распродаже, буквально обрушившей цены.
Апофеозом этого обвала стала покупка крупной партии японского лома Н2 корейской компанией Hyundai Steel по 26 тыс. иен (около $243) за т FOB, что почти на $60 за т меньше, чем при заключении аналогичной сделки в начале октября. Всего же с начала сентября японский лом подешевел на $75-80 за т или почти на 25%, что стало настоящим «антирекордом» для всего мирового рынка. Внутри страны компания Tokyo Steel Manufacturing с начала текущего месяца опустила закупочные цены на лом для своих заводов более чем на 4 тыс. иен (почти $40) за т.
Максимальное с 2009 года удешевление японского лома заставило пойти на крутое снижение и других поставщиков. Российский материал 3А, еще в первой половине октября предлагавшийся в Корею примерно по $340 за т CFR, как минимум, в одной из сделок упал до менее $300 за т CFR, а поставки на Тайвань во второй половине месяца осуществлялись из расчета $315-320 за т CFR. Американские компании предлагают лом HMS № 1 в Корею по $340 за т CFR и HMS № 1&2 (80:20) с доставкой в контейнерах на Тайвань по $305 за т CFR, но эти цены имеют исключительно номинальный характер. В частности, встречные предложения от тайванских металлургов поступают на уровне $295-300 за т. Как отмечают трейдеры, спрос в Азии в последнее время заметно вырос, но только благодаря беспрецедентно низким ценам.
В отличие от металлолома, товарный чугун пока проявляет большую устойчивость. Российские компании удерживают цены на этот материал на уровне порядка $400 за т FOB как в Европе, так и на Ближнем Востоке. В последние дни на рынке снова появились украинские поставщики, предлагающие материал с меткомбинатов «Метинвеста» по $390-395 за т FOB, т. е. с минимальным дисконтом по отношению к рыночному уровню. Потребители пока что относятся к этим предложениям с подозрением, опасаясь возможного срыва поставок в случае возобновления войны на Донбассе. В целом трагические события последних месяцев весьма дорого обошлись многим украинским экспортерам не только в финансовом, но и в репутационном плане.
На спотовом рынке железной руды последняя неделя снова ознаменовалась небольшим понижением. Котировки на австралийский материал с 62% железа колебались вблизи отметки $80 за т CFR Китай, отступив назад от уровня $83-83,5 за т, достигнутого в середине октября. Спрос со стороны китайских металлургических компаний, увеличившийся в первой половине месяца и приведший к сокращению запасов руды в китайских портах до самого низкого значения за полгода (хотя это все равно было 107 млн. т, при том, что еще в прошлом году средним уровнем считалось 80 млн. т), снова сократился.
Вследствие проведения в Пекине конференций министров финансов стран APEC (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) 23-24 октября и глав государств в начале ноября, ряд металлургических заводов, расположенных вблизи китайской столицы, приостановили выпуск, чтобы хотя бы немного очистить атмосферу. Кроме того, недавнее сообщение о снижении темпов роста ВВП Китая до минимального уровня с первого квартала 2009 года усилило пессимистичные настроения на национальном рынке стали. Считается, что в ноябре прокат в Китае опять будет дешеветь, а значит, могут пойти на спад и цены на руду.
По оценкам специалистов международного рейтингового агентства Moody's, швейцарского банка UBS, американских Goldman Sachs и Morgan Stanley, как минимум, до 2018 года глобальные цены на железорудное сырье будут, в основном, находиться внутри интервала $75-90 за т CFR Китай вследствие избытка предложения, размер которого будет в ближайшие три-четыре года только увеличиваться. В частности, по мнению Кэрол Коуэн, аналитика Moody's, за это время объем новых производственных мощностей в отрасли составит около 300 млн. в год, что соответствует около 25% нынешнего оборота. И хотя одновременно в Китае и Австралии будут закрываться нерентабельные предприятия, общий баланс все равно останется в пользу увеличения выпуска.
С аналогичной проблемой уже столкнулись поставщики коксующегося угля. Цены на него также опустились до самого низкого уровня с 2009 года и в настоящее время немного превышают $120 за т CFR Китай для «твердого» австралийского материала. Существенных изменений за последнюю неделю на этом рынке не произошло.
Просмотров: 27
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.