В последние год-два практически для всех новых рыночных стран, включая Россию и Китай, характерно замедление темпов роста потребления стальной продукции. Эта тенденция наблюдается и в Индии, где по итогам первой половины текущего финансового года (апрель-сентябрь) спрос на сталь, по предварительным данным, прибавил только 0,5% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Это наихудший показатель, как минимум, с 2005 года, когда начала собираться подобная статистика.
Период наивысших темпов экономического роста в Индии в XXI веке пришелся на 2005-2010 годы. Тогда промышленное производство в стране увеличивалось, в среднем, на 10,1% в год, а объем выплавки стали расширился от 33,9 млн. до 66,8 млн. т. Индийские власти, откровенно впав в эйфорию, составляли амбициозные программы развития металлургического сектора, предрекая стране участь «второго Китая». Так, одна из таких программ, обнародованная в 2005 году, прогнозировала уже к 2012 году доведение объема выплавки стали в стране до 124 млн. т, а другая, относящаяся к 2010 году, обещала уже 300 млн. т в 2020 году!
Ряд ведущих зарубежных компаний, привлеченных этими цифрами, реально разрабатывали проекты строительства металлургических комбинатов в Индии. Не избежала этого, в частности, и российская «Северсталь», даже подписавшая меморандум о взаимопонимании с государственной железорудной корпорацией NMDC. Однако эта стадия развития индийской металлургии запомнилась только провалившимися мегапроектами корпораций Posco и Arcelor Mittal, которые в 2005-2007 годах планировали построить в этой стране несколько меткомбинатов мощностью 10-12 млн. т в год, но не смогли преодолеть даже начальной стадии — приобретения земельных участков.
Увы, как оказалось, Индия отличается крайне тяжелыми условиями работы для бизнеса. В этой стране необычайно сложно запустить новый проект в области промышленности или энергетики из-за невероятной медлительности местной бюрократии, неподконтрольности местных администраций, болезненности земельных вопросов, запутанного и противоречивого законодательства. Кроме того, в Индии слабо развита транспортная инфраструктура и существует хронический дефицит электроэнергии. А в последние годы по причине отсутствия необходимых лицензий была закрыта почти половина железорудных мощностей, из-за чего Индия, еще недавно — третий по величине экспортер железной руды в мире, была вынуждена перейти к импорту данного сырья. Не удивительно, что ведущие частные металлургические компании страны — Tata Steel, Essar Steel, JSW Steel, Jindal Steel — в последние годы интенсивно приобретают активы за рубежом, отказываясь от строительства новых предприятий на родине.
В 2013 году в Индии было выплавлено 81,2 млн. т стали, что на 4,7% превысило показатель годичной давности. Однако по итогам первых девяти месяцев текущего года темпы роста снизились до 2,4%. Местные специалисты объясняют это замедление стагнацией в промышленности (в июле и августе рост по сравнению с аналогичными месяцами 2013 года составил всего 0,4%), отсутствием прогресса в реализации крупных государственных инвестиционных проектов и расширением импорта, прежде всего, из Китая.
В апреле-августе 2014 года в страну поступило из-за рубежа на 23% больше стальной продукции, чем годом ранее, а по итогам 2014/2015 финансового года (апрель/март) объем закупок может достигнуть 6,2 млн. т по сравнению с 5,1 млн. т в предыдущем периоде. Китайская продукция выигрывает у индийской, прежде всего, по стоимости: по оценкам Шекхара Вермы, председателя правления государственной металлургической компании SAIL, средняя себестоимость производства длинномерного проката (наиболее быстро растущей статьи импорта) в Китае, в среднем, на $100 за т меньше, чем в Индии.
По итогам парламентских выборов, состоявшихся в мае текущего года, премьер-министром Индии стал Нарендра Моди, возглавлявший администрацию штата Гуджарат, одного из наиболее промышленно развитых регионов страны, и считающийся сторонником свободного развития бизнеса. В конце сентября он объявил новую кампанию «Make in India» («Делай в Индии»), ориентированную на ускоренное развитие промышленности страны, доля которой в индийском ВВП оценивается на сегодняшний день менее чем в 15% (максимальный в истории показатель был достигнут в 2010 году — 16,2%).
Новая кампания индустриальной модернизации Индии ориентирована, в первую очередь, на иностранный капитал. Ее задача — подвигнуть крупные американские, европейские, восточноазиатские компании на строительство в стране современных промышленных предприятий в 25 отраслях: от легкой до аэрокосмической промышленности. При этом, как заявляет Нарендра Моди, принятая аббревиатура, означающая прямые иностранные инвестиции (Foreign Direct Investment) должна звучать так: First Develop India («В первую очередь развивай Индию»). Привлечь инвесторов правительство собирается благодаря улучшению условий ведения бизнеса в стране и ликвидации наиболее вопиющих законодательных барьеров на рынке труда, в сферах лицензирования и налогообложения.
Сегодня, месяц спустя, наблюдатели отмечают, что за это время индийское правительство, действительно, добилось некоторых законодательных изменений в области регулирования бизнеса, хотя они пока что не имеют принципиального характера. Кроме того, основное противодействие крупным бизнес-проектам в Индии обычно наблюдается на уровне штатов или даже более мелких административных единиц, а навести там порядок в условиях современной Индии с ее высокой степенью децентрализации весьма сложно. Тем не менее, по оценкам западных специалистов, как пиар-кампания «Make in India» достаточно эффективна.
В принципе, в Индии можно найти достаточно примеров успешной реализации зарубежных проектов в промышленности. Так, почти 60% легковых автомобилей в стране выпускают компании Maruti Suzuki и Hyundai Motor India, созданные с участием японского и корейского капитала соответственно. При этом, обе компании имеют высокий уровень локализации производства — почти 80% у Maruti Suzuki и порядка 60% у корейцев. В последние годы корейская Posco и ряд японских компаний построили в Индии предприятия по выпуску автолиста, которые снабжают горячекатаными рулонами со своих головных заводов. По итогам 2014 года в Индии должно быть выпущено более 3 млн. легковых и порядка 700 тыс. коммерческих автомобилей, так что локализация, учитывая относительно слабую индийскую портовую и транспортную инфраструктуру, имеет смысл.
Многие западные специалисты сомневаются, что Нарендре Моди удастся совладать с индийской бюрократией и добиться реального роста в промышленности. В конце концов, десять лет назад в стране уже была принята и запущена широкомасштабная программа развития экспортного производства, но тогда Индию так и не удалось превратить в крупную промышленную державу: большой транснациональный бизнес выбрал Китай. Однако сейчас, когда Китай замедляет темпы роста, у Индии появляются кое-какие шансы. По крайней мере, World Steel Association в своем краткосрочном прогнозе предсказывает, что уже в 2014 году потребление стали в стране возрастет на 3,4% по сравнению с 1,8% годом ранее, а в 2015 году и вовсе прибавит 6%.
Вероятность реализации такого благоприятного для индийских металлургов сценария, действительно, есть. По крайней мере, в ближайшие месяцы в стране планируется стартовать ряд крупных проектов в сфере инфраструктуры. Кроме того, правительство намерено всячески стимулировать рост в энергетическом секторе. Таким образом, потребление стали в стране в 2015 году, скорее всего, начнет снова увеличиваться. Вопрос лишь в том, будет ли этот подъем устойчивым и сможет ли Нарендра Моди реально привлечь инвестиции в национальную промышленность.
Просмотров: 30
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.