Прошедшая неделя выдалась неблагоприятной для поставщиков металлургического сырья. Цены на металлолом, товарный чугун и железную руду продолжали понижаться вследствие слабого спроса и удешевления готового проката, а коксующийся уголь стабилизировался на низком уровне. При этом, прогнозы на ноябрь остаются, в целом, пессимистичными: участники рынка не ожидают улучшения в ближайшем будущем.
В Турции спрос на металлолом в конце октября был минимальным. Металлургические компании, как правило, еще в середине месяца обеспечили себя сырьем на несколько недель вперед и перешли к выжидательной политике, рассчитывая на новые уступки со стороны экспортеров. Как отмечают при этом производители стали, у них нет иного выбора, кроме как настаивать на дальнейшем уменьшении стоимости лома. Котировки на длинномерный прокат в регионе по-прежнему сокращаются, а спрос на турецкую арматуру в последнее время заметно упал, так что металлургам приходится думать о сужении выпуска.
В результате в последнюю неделю в Турции заключались лишь единичные сделки. Ценовая тенденция, и в самом деле, направлена вниз. Ориентировочные котировки на американский и европейский материал HMS № 1&2 (80:20) опустились, в среднем, на $5 за т по сравнению с началом второй половины октября, до около $325-330 за т CFR. Однако не исключено, что в ноябре, когда сделки возобновятся, стоимость лома опустится еще ниже, ближе к отметке $320 за т CFR.
Ожидания турецких металлургов основаны не только на неблагоприятной конъюнктуре рынка длинномерного проката, но и на предполагаемом удешевлении лома в странах-экспортерах. В Европе в ноябре прогнозируется понижение, как минимум, на 10 евро за т, а в Италии, где в последние недели сократилась выплавка стали, спад может достигнуть 20 евро за т. Американские трейдеры также признают неизбежность дальнейшего уменьшения стоимости сырья на внутреннем рынке. По предварительным данным, его размер может составить $10-20 за т.
Японская компания Tokyo Steel Manufacturing за последнюю неделю дважды сообщала о понижательной коррекции. С 27 сентября она уже 8 раз сбавляла закупочные цены на лом на всех или некоторых из пяти своих мини-заводов. За это время спад превысил 5 тыс. иен ($46) за т. Слабость японского рынка металлолома обусловлена, во-первых, относительно низким спросом внутри страны, где осенью сильно просела строительная отрасль, а, во-вторых, падением объемов экспорта по сравнению с прошлым годом, прежде всего, в Китай.
Корейская Hyundai Steel в конце октября подписала новый контракт с японским поставщиком на приобретение крупной партии лома H2. Уровень цен составил, как и декадой ранее, 26 тыс. иен (около $240) за т FOB несмотря на все попытки экспортеров добиться повышения хотя бы на 1 тыс. иен за т. Точно так же не изменилась стоимость российского материала 3А, который по-прежнему продается в Корею примерно по $295 за т CFR.
Корейский рынок лома, в то же время, идет на спад. В конце октября все ведущие местные производители стали заявили о снижении закупочных цен на $10-15 за т. Аналогичные события происходят и на Тайване, где металлурги тоже сбавили внутренние котировки, а также добились уступок от американских поставщиков, вынужденных опустить цены на HMS № 1&2 (80:20), доставляемый в контейнерах, до менее $300 за т CFR по сравнению с $300-305 за т в середине октября.
По сути, поддержку восточноазиатскому рынку металлолома в последнее время оказывает, в основном, Вьетнам, по итогам января-сентября 2014 года импортировавший 2,54 млн. т этого сырья, на 1,8% больше, чем за тот же период годичной давности. Вьетнамцы готовы платить дороже, чем корейские или тайваньские металлурги, но в последнее время объемы закупок с их стороны относительно невелики.
Удешевление металлолома и возвращение на рынок украинских экспортеров заставило российских поставщиков товарного чугуна понизить цены — до около $390-395 за т FOB по сравнению с $400 за т в середине октября. Однако новых сделок практически нет: покупатели в Европе, Турции и США рассчитывают возобновить закупки через одну-две недели, когда, по их мнению, снова подешевеет металлолом. В связи с этим, как ожидается, должен будет пойти вниз и чугун.
Спотовые котировки на 62%-ную австралийскую железную руду к концу октября опять опустились ниже отметки $80 за т CFR Китай. Аналитики объясняют этот спад как ослаблением спроса, так и избытком предложения. Китайская экономика сбавляет темпы роста, а «точечные» стимулы, предлагаемые правительством, которое запустит в ближайшие месяцы ряд проектов по строительству жилья и железных дорог, вряд ли окажут существенное воздействие на депрессивный национальный рынок стали. Поэтому металлургические предприятия не ожидают в обозримом будущем повышения цен и спроса на прокат и ограничивают закупки сырья. Кроме того, потребность в руде несколько уменьшилась вследствие сокращения выплавки стали в провинции Хэбэй, на которую (включая город Таншань) приходится около 25% мощностей в национальной отрасли. В связи с проведением в Пекине конференций министров финансов и глав государств стран Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC) ряд заводов, расположенных в радиусе 200 км от китайской столицы, до середины ноября будут вынуждены снизить либо даже приостановить выпуск, чтобы уменьшить загрязнение воздуха.
С другой стороны, все четыре ведущие железорудные компании мира — бразильская Vale и австралийские Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group — в третьем квартале 2014 года произвели рекордные объемы ЖРС. Как заявляет генеральный директор BHP Billiton Эндрю Макензи, максимизация выпуска — это наилучший способ увеличения прибыли в условиях ценового спада.
По мнению большинства экспертов, в ближайшие несколько лет на мировом рынке железной руды сохранится избыток предложения, а цены на австралийскую «мелочь» с 62% железа будут колебаться в интервале $75-85 за т CFR Китай. Впрочем, как считают в швейцарском банке UBS, котировки могут провалиться и до менее $60 за т, если небольшие железорудные компании с высокой себестоимостью не будут выводить из строя свои мощности достаточно быстро. По подсчетам американского банка Goldman Sachs, с начала этого года в Австралии, Бразилии, Канаде, Индонезии и Швеции были закрыты предприятия совокупной производительностью 32 млн. т в год в пересчете на 62%-ный материал. Однако ключ к мировому рынку железной руды находится в Китае. По прогнозу гонконгского банка HSBC, в 2014 году добыча сырья в стране сократится на 15%, до 339 млн. т, а в 2015-том должна упасть еще более чем на 30%, до 236 млн. т, но пока точных данных на этот счет из Китая не поступало.
На рынке коксующегося угля в последнюю неделю особых изменений не происходило. Спотовые цены на «твердый» австралийский материал продолжают незначительно превышать отметку $120 за т CFR Китай и близки к семилетнему минимуму. По оценкам компаний Wood Mackenzie и Teck Resources, порядка трети мирового производства коксующегося угля при таких ценах убыточно.
Как отмечает Дон Линдсей, генеральный директор канадской Teck Resources, второго по величине в мире экспортера данной продукции, в этом году было объявлено о сокращении его добычи на 25 млн. т в год, что соответствует около 8% оборота глобального рынка, но реально уменьшение поставок в текущем году не превысит 7-8 млн. т по сравнению с прошлым годом. По его словам, для стабилизации рынка необходимо не только осуществить заявленные сокращения, но и снизить выпуск дополнительно на 10-15 млн. т в год.
Однако такие дела не делаются быстро. Так что, в обозримом будущем избыток предложения не только коксующегося угля, но и других видов металлургического сырья на мировом рынке сохранится, а цены на него будут оставаться низкими. В начале ноября котировки на лом, чугун и руду, очевидно, продолжат медленный спад.
Просмотров: 21
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.