Импортозамещение — это наше все! К такому выводу можно придти при изучении сегодняшних материалов российских СМИ, посвященных отечественной промышленности. О необходимости освоения на собственных мощностях продукции, которая сейчас закупается в западных странах, говорят руководители государственных и частных компаний. В различных отраслях создаются программы импортозамещения, а в Общественном совете при Министерстве промышленности и торговли РФ (Минпромторг), под эгидой которого происходит их разработка, создана Комиссия по вопросам поддержки импортозамещения промышленности в России. Повсеместная замена иностранной продукции отечественной рассматривается как один из основных источников экономического развития страны на ближайшее будущее.
Шумиха, поднятая вокруг импортозамещения, настолько велика, что это даже вызывает определенное беспокойство. Ведь все мы слишком хорошо знаем, как громкие слова могут подменять собой реальные дела, а широко разрекламированные стратегические программы в конечном итоге остаются только на бумаге. Однако в действительности импортозамещение в России происходило в последние годы, происходит и будет происходить «естественным» путем, независимо от призывов и усилий правительства.
Безусловно, поддержка государством ряда проектов в этой области способна существенно ускорить процесс, а помощь в виде финансовых средств и «административного ресурса» может оказаться очень действенной. Но основная работа в направлении импортозамещения будет происходить на реальном производстве, а не в чиновничьих кабинетах. И именно по этой причине оно и в самом деле может сыграть большую роль в дальнейшем развитии российской промышленности и способствовать расширению рынка сбыта для российских металлургических компаний.
Порой на российских, а, особенно, на украинских сайтах можно найти немало ехидных комментариев по поводу импортозамещения. Основная их мысль такова: «А чего же вы раньше не сподобились? Что вам мешало?!». Самое интересное, но правильный ответ на эти вопросы такой: ничего не мешало, и импортозамещение осуществлялось в течение, как минимум, последних 10-15 лет. Просто до недавнего времени этой проблеме не уделялось такого внимания.
Действительно, импортозамещающая программа «Газпрома», направленная на организацию изготовления на российских предприятиях продукции, ввозимой из-за рубежа, стартовала еще в 2003 году. И ее результаты, как говорится, налицо. Например, в то время в России вообще не выпускались трубы большого диаметра (1420 мм) для магистральных газопроводов. Их приходилось закупать в Украине и странах дальнего зарубежья. Теперь же львиная доля таких труб, а также значительная часть штрипса для них выпускаются в России. Мощности по их производству даже несколько избыточны в масштабах страны, хотя это, как говорится, уже другая история. Кроме того, за последние 10 лет, по словам руководителя дирекции «Газпром нефти» по закупкам и капитальному строительству Абдуллы Караева, российские заводы освоили выпуск почти всего оборудования, используемого при добыче нефти и газа на суше.
В государственной энергосетевой компании ФСК ЕЭС в настоящее время действует программа импортозамещения на 2010-2014 годы. В соответствии с ней доля отечественного оборудования в общем объеме закупок в текущем году должна достигнуть 54%, в то время как в конце прошлого десятилетия данный показатель составлял менее 35%. Его рост более чем в полтора раза за пять лет достигается благодаря строительству в России нескольких крупных предприятий по изготовлению передового электротехнического оборудования (в основном, совместно с иностранными партнерами), а также налаживанию выпуска ряда важнейших изделий российскими заводами.
Подобных примеров можно привести много и в различных отраслях. Так, широко известная программа создания российских вертолетных двигателей, способных заместить продукцию украинской компании «Мотор-Сич», стартовала на петербургском ОАО «Климов» еще в январе 2010 года. Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), чья программа импортозамещения была признана лучшей на IV Всероссийской конференции «Управление корпоративными закупками», тоже начал работу по созданию инновационных моделей вагонов в 2010 году.
Все это объясняется тем простым фактом, что импортозамещение и его разновидность локализация выгодны. Во-первых, для заказчиков, которым они позволяют сократить затраты и облегчить производственный процесс. Как, в частности, сообщил президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, комментируя размещение на Волжском машиностроительном заводе (ВМЗ) заказов на изготовление оснастки и инструментов для выпуска новых моделей автомобилей «Лада» и «Ниссан» на общую сумму около 1 млрд. руб., основное преимущество ВМЗ заключается в минимальном сроке исполнения. Ведь только на доставку штампов, пресс-форм и других изделий из Китая, Кореи и Турции уходило до месяца.
Во-вторых, импортозамещение выгодно самим исполнителям. Основу промышленного импорта России представляет высокотехнологическая дорогостоящая продукция, производство которой создает значительную добавленную стоимость и позволяет рассчитывать на высокие прибыли. Кроме того, цена импортных товаров всегда немного завышена, так как включает логистическую составляющую. Поэтому конкурировать с иностранными поставщиками при сравнимом качестве продукции вполне возможно. В частности, на вытеснение с отечественного рынка импортной продукции во многом нацелены проекты строительства в России новых линий цинкования и нанесения полимерных покрытий.
Вообще, импортозамещение появилось в России в качестве одного из приоритетов государственной политики только в марте 2014 года, когда против России ввели санкции, причем стало ясно, что это — надолго. Вот тогда возникли реальные риски возвращения западных стран к старой практике времен Советского Союза, когда любой мало-мальски высокотехнологический экспорт в СССР контролировался и часто запрещался КОКОМ.
В принципе, до этого времени зависимость российской промышленности от западного передового оборудования и технологий, а также поставок комплектующих для военной техники из Украины была не совсем приятной, но не смертельной. В конце концов, мировой рынок как раз и существует для такой международной кооперации. Ни одна страна, даже Китай, не производит всей линейки промышленной продукции. Многие (а в российском случае, увы, очень многие) товары выгоднее приобрести за рубежом, чем вкладывать значительные средства и долгие годы в освоение их производства без какой-либо гарантии получения нужных результатов.
Собственно, анонсированные и разрабатываемые в настоящее время государственные программы импортозамещения предназначены, в первую очередь, для ликвидации критических уязвимостей стратегических отраслей российской экономики — прежде всего, оборонной промышленности и нефтегазового комплекса. Поэтому наиболее серьезная программа, которая разрабатывается еще с весны и должна, вроде бы, быть завершена в декабре, касается именно военных производств. Помимо этого, в приоритетах оказались оборудование для шельфовых нефтегазовых проектов и станкостроение, в котором доля импорта, и в самом деле, чересчур велика.
Реальным «выходом» этих программ, судя по всему, станет государственная поддержка ряда приоритетных проектов. Это, в частности, освоение производства двигательных установок для военных кораблей на НПО «Сатурн», нержавеющих труб для нефтегазодобывающей отрасли, современных станков в рамках холдинга «Станкопром», некоторые другие. На самом деле, задачи это сложные и длительные, так как многие необходимые для страны производства придется создавать практически с нуля и вопреки обычной рыночной логике. Очевидно, будет поощряться локализация, которая сейчас выгодна и для европейских компаний, так как позволяет обойти санкции. Об этом, в частности, рассказывали некоторые иностранные участники 20-й международной промышленной выставки «Металл-Экспо-2014», состоявшейся 11-14 ноября в Москве.
Другое дело, что сейчас многие компании стараются подвести свою обычную стратегию развития и расширения ассортимента за счет более качественной и современной продукции под модное «импортозамещение». Хотя в целом особого преувеличения здесь нет: любая деятельность, направленная на освоение выпуска изделий, аналогичных импортируемым, подпадает под эту категорию.
Поэтому, пожалуй, не стоит возлагать на политику импортозамещения уж очень большие надежды в плане ускорения развития российской экономики. По большей части, она будет укладываться в уже существующую производственную практику. Другое дело, что правительство действительно начинает уделять повышенное внимание отечественному машиностроению, а от этого, безусловно, выиграют и сами машиностроители, и металлурги, обеспечивающие их специализированной стальной продукцией.
Просмотров: 154
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.