В конце ноября обстановка на рынках металлургического сырья продолжала оставаться нервозной, хотя цены за последнюю неделю в целом изменились мало. Однако проблема заключается в том, что они продолжают медленно снижаться, хотя и так находятся на минимальном уровне с 2009 года. При этом, данный спад происходит на фоне обвала нефтяных котировок и неутешительных макроэкономических показателей Китая, Евросоюза и Японии. Поэтому на восстановление котировок в ближайшем будущем надежды практически нет.
Стоимость металлолома на основных рынках сохраняет относительную стабильность при минимальном объеме сделок. С одной стороны, производителям стали в Турции и странах Восточной Азии приходится сокращать выпуск вследствие падения спроса на длинномерный прокат, поэтому их потребность в сырье уменьшается. Не зря Турция, Корея и ряд других стран в этом году импортируют заметно меньше металлолома, чем в прошлом. В то же время, с другой стороны, сборы лома сужаются вследствие приближения зимы, так что поставщики не спешат заключать новые контракты, стараясь придерживать материал и удержать цены.
В Турции в течение последней недели заключались лишь единичные сделки, причем, с очень большим разбросом цен. В зависимости от срочности поставки, финансового положения компании-экспортера и других факторов металлурги могли и добиться очень серьезной скидки, и согласиться на подорожание. В частности, котировки на европейский и американский лом HMS №1&2 (80:20) варьировались от менее $295 до почти $310 за т CFR.
Однако общая тенденция продолжает оставаться негативной. Некоторые турецкие мини-заводы снова отказываются от приобретения металлолома, переходя на закупку более дешевых в настоящее время полуфабрикатов. Поэтому соотношение между спросом и предложением на региональном рынке несмотря на ограниченные запасы сырья у трейдеров все-таки сдвигается в сторону избытка.
Судя по всему, в декабре продолжится удешевление металлолома в странах-экспортерах. Как ожидается, в США внутренние цены в следующем месяце должны опуститься на $5-10 за т, причем, одной из основных причин спада аналитики называют слабость внешних рынков. В Западной Европе лом, судя по всему, тоже может понизиться на 5-10 евро за т. Здесь главную роль будет играть спад в региональной строительной отрасли, лишь отчасти обусловленный сезонными факторами.
Похожая ситуация наблюдается и в странах Восточной Азии. Корейская компания Hyundai Steel приобрела крупную партию японского материала Н2 по 29,5 тыс. иен за т (около $250) FOB, что на 1 тыс. иен за т превышает уровень предыдущего такого контракта двумя неделями ранее. Однако после этого корейцы, накопившие большие запасы сырья, намерены сделать длительную паузу, покупая, разве что, небольшие партии дешевого лома у нетрадиционных поставщиков, например, из Латинской Америки. В последнее время японские компании, стремясь компенсировать продолжающееся снижение курса иены по отношению к доллару, пытаются довести экспортные котировки хотя бы до 30,5 тыс. иен за т (около $260) FOB, но потребители оставляют эти предложения без внимания.
Котировки на американский и российский лом в Восточной Азии в последнее время не изменились. Стоимость российского материала 3А в Южной Корее остается на отметке $292 за т CFR при отсутствии сделок, а американцы предлагают лом HMS №1&2 (80:20) на Тайвань в контейнерах по $290 за т CFR или чуть дороже. Но встречные предложения в связи с новым удешевлением китайских заготовок поступают менее чем по $285 за т CFR.
Скорее всего, немного понизятся в декабре цены на товарный чугун. В частности, американские компании пока что получают предложения от бразильских поставщиков на уровне около $390 за т CFR, а от российских - $400 за т CFR или чуть выше, но по их мнению, котировки должны быть, как минимум, на $10 за т ниже. Корпорация Nucor, нуждавшаяся в дополнительных объемах материала вследствие аварийной остановки модуля по производству DRI на одном из своих заводов, заключила в середине ноября ряд сделок и теперь взяла небольшую паузу. При этом, в дальнейшем она намерена ориентироваться на дешевеющий металлолом.
Спотовые цены на железную руду продолжают снижаться, хотя еще 21 ноября они впервые с июня 2009 года опустились ниже отметки $70 за т CFR Китай. В течение всей последней недели котировки продолжали оставаться на уровне $68-70 за т, и большинство специалистов признают это справедливым. Как ожидается, китайские компании в ближайшее время сократят выплавку стали в силу действия сезонных факторов и соответственно уменьшат закупки сырья. Да и в целом в условиях падающего рынка потребители стараются максимально отдалить новые приобретения.
Специалисты продолжают оживленно обсуждать стратегические просчеты, допущенные ведущими железорудными корпорациями, которые в последние несколько лет вложили десятки миллиардов долларов в расширение мощностей в надежде на непрерывное расширение спроса со стороны Китая. Как, в частности, заявляли руководители австралийской компании Rio Tinto в ноябре 2011 года, обороты на мировом рынке ЖРС в течение, как минимум, ближайших 8 лет будут увеличиваться на 100 млн. т в год (только морские поставки).
На самом деле, этот показатель будет достигнут только в текущем году, когда Китай, судя по всему, нарастит импорт более чем на 100 млн. т по сравнению с прошлым годом. Вот только поставщикам руды этот факт принесет только моральное удовлетворение. Производство стали в Китае выходит на пик, так что темпы роста импорта сырья уже со следующего года должны резко сократиться. Между тем, по данным американского инвестиционного банка Goldman Sachs, в 2015 году объем предложения руды должен увеличиться на 110 млн. т в мировом масштабе, а Citi даже предсказывает расширение объемов предложения на 140 млн. т.
Большая часть этого сырья, очевидно, останется невостребованной. По мнению некоторых экспертов, огромный избыток материала на рынке приведет к падению цен на руду до $50-60 за т CFR Китай к середине следующего года, Оптимисты, в то же время, надеются на достаточно скорое возвращение котировок на рубеж $80-90 за т. По их мнению, удешевление сырья приведет к закрытию достаточно большого числа железорудных предприятий в Китае, Австралии, Северной Америке и Африке, что позволит стабилизировать рынок.
Что же, возможно, так оно и произойдет. Но для того чтобы производители начали выводить из строя избыточные мощности, понадобится время — несколько месяцев, не меньше. А пока что спад на мировом рынке железной руды будет идти своим чередом.
Просмотров: 67
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.