Война разгорается. Мировой рынок стали - итоги недели (11-18 января 2014 г.)

Вторая неделя января ознаменовалась ростом напряженности буквально по всем направлениям. На этот период пришлись новые бои на Донбассе и усиление антироссийской риторики в США и Западной Европе, теракты в Париже, продолжение падения мировых цен на нефть и дальнейшее ослабление курса рубля. А на мировом рынке стали в последние дни разгорелась новая ценовая война, которую ведут китайские металлурги против зарубежных, в частности, российских конкурентов.

Снижение цен на плоский прокат в последние месяцы идет волнами. Если в ноябре активнее других понижали котировки китайцы, то в декабре эстафету подхватили производители горячекатаных рулонов из России, Украины, Японии и Евросоюза. А в январе на фоне отчетливой тяги к стабильности у металлургов из СНГ китайские компании опять перешли к агрессивной политике. На протяжении последней недели стоимость китайской стальной продукции по всему сортаменту опустилась на $15-30 за т, причем, цены на заготовки и катанку снизились до отметки $400 за т CFR и менее.

Обвал котировок на китайские полуфабрикаты, длинномерный и плоский прокат был обусловлен, в первую очередь, слабостью внутреннего рынка и избытком предложения на внешнем. Темпы роста в китайской экономике снижаются, причем, основной спад приходится на промышленность и строительство, что ведет к сокращению потребления металлопродукции. При этом, существенного улучшения в обозримом будущем не предвидится. Курс китайского юаня почти что привязан к доллару, в последние месяцы резко поднявшемуся по отношению к большинству мировых валют, включая евро и японскую иену. Это означает, что китайские экспортные товары подорожали и утрачивают свое главное преимущество — дешевизну.

То, что прокат китайского производства, тем не менее, продолжает дешеветь в долларовом исчислении, объясняется перепроизводством. При низких затратах на сырье и энергию большинство китайских металлургических компаний сейчас вполне прибыльны и поэтому не видят никаких причин для сокращения выпуска. Кроме того, они, как правило, нуждаются в средствах перед Новым годом по китайскому календарю (19 февраля) и всемерно заинтересованы в новых сделках, даже ценой существенных ценовых уступок.

В то же время, в конце прошлого года китайские металлурги, опасаясь отмены НДС для экспортеров стальной продукции с микродобавками бора (что и произошло с 1 января), форсировали внешние продажи. За ноябрь и декабрь они отправили за границу почти 20 млн. т стали, что соответствует более 21% от всего объема экспорта за прошлый год. В результате большинство потребителей не испытывают сейчас необходимости в новых закупках. В этих условиях падение цен на китайский прокат приняло лавинообразный характер. Китайцы сбавляют котировки в надежде на благосклонность покупателей, но те ждут новых понижений и поэтому не подписывают контракты, вынуждая поставщиков идти на новые уступки.

Снижение цен на китайский прокат, очевидно, вызовет во второй половине января цепную реакцию по всему рынку. Российские и украинские компании, после праздников начавшие предлагать турецким и ближневосточным клиентам февральские горячекатаные рулоны, попытались поначалу пролонгировать котировки предыдущего месяца, но, скорее всего, не смогут избежать новых потерь. В Турции также произошло снижение внутренних и экспортных цен, затронувшее как длинномерную, так и листовую продукцию. Под вопросом теперь оказывается даже подъем, анонсированный еще в начале января европейскими металлургами. Впрочем, падение курса евро до самого низкого значения с декабря 2005 года делает европейский рынок проката труднодоступным для китайского импорта, хотя металлурги из СНГ, очевидно, смогут сохранить на нем свои позиции.

Европейская автомобилестроительная отрасль впервые за последние 7 лет завершила год с ростом. Количество новых регистраций увеличилось на 5,4% по сравнению с 2013 годом и достигло 13 млн. Правда, для региональных производителей стали это достижение в значительной мере обесценивается тем, что основная прибавка пришлась на недорогие малолитражки. Так, продажи автомобилей марки Seat (группа Volkswagen) в 2014 году увеличились в ЕС на 14% по сравнению с предыдущим годом, а Dacia (группа Renault) — на 23%. Существенного расширения потребления стальной продукции в европейском автомобилестроении это не дает.

В России, правда, в 2014 году было продано только 2,49 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей — на 10,3% меньше, чем годом ранее, а на 2015 год специалисты прогнозируют падение еще более чем на 20%. Впрочем, похожие неутешительные показатели могут продемонстрировать в текущем году и другие отрасли российской экономики.

Прошедший 14-16 января Гайдаровский форум ярко продемонстрировал, что у либеральных рыночников, руководящих в настоящее время экономической политикой страны, нет адекватных ответов на вставшие перед страной вызовы. Эксперты и политики, принадлежащие к этому течению, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, министров финансов и экономического развития, а также бывшего министра финансов Алексея Кудрина, самокритично признают, что прежняя экономическая модель, в основании которой лежали высокие мировые цены на сырье и энергоносители, перестала работать. Есть также понимание, что нужно развивать отечественную промышленность и поддерживать внутренний рынок, но у властей пока нет ответа на вопрос, как это сделать. Очевидно, поэтому в последнюю неделю появилось так много пессимистичных прогнозов ситуации в российской экономики в 2015 году. И нельзя сказать, что для них нет оснований.

По крайней мере, рубль в течение последней недели продолжал снижаться, опустившись ниже отметки 65 руб. за доллар. Соответственно, все более очевидным становится новый подъем цен на прокат в феврале. Сразу после праздничной паузы большинство трейдеров не меняли котировки, ожидая появления новых ориентиров. Вот они у них и появились. В то же время, в Центральном банке России заявляют, что из-за роста инфляции необходимое для бизнеса снижение процентных ставок может затянуться на месяцы — с очевидными последствиями для реального сектора экономики.

В принципе, нельзя сказать, что правительство совсем уж бездействует. В последние дни сообщалось об идущих процессах отбора новых проектов под государственное финансирование. Произносится много правильных слов о необходимости перемен. Кроме того, власти заявляют, что постараются смягчить последствия кризиса для населения, а при необходимости помогут компаниям с выплатой зарубежных кредитов. Однако после Нового года прекратились даже разговоры об импортозамещении и других направлениях развития отечественной экономики. Все, можно сказать, поглотила чрезвычайщина, связанная с провалом нефтяных котировок и необходимостью существенного сокращения бюджетных расходов.

Биржевые цены на нефть «брент» в последнюю неделю, действительно, опустились в интервал $45-50 за баррель. При этом, ряд экспертов прогнозируют их понижение до $40-45 за баррель и стабилизацию на этом уровне на несколько месяцев. Ценовая война на мировом рынке нефти, действительно, находится в разгаре. Даже арабские нефтедобывающие страны признают, что столь низкие цены уже наносят и им весьма существенный урон, но никто не желает отступать.

В США, на которые специалисты возлагают основную ответственность за разбалансировку мирового рынка, объем добычи достиг в первой половине января максимального уровня за последние 32 года. Конечно, рано или поздно масштабы разработок американских сланцевых месторождений сократятся из-за нехватки инвестиций, но как скоро это произойдет? В то же время, как сообщает МВФ, рассчитывать на увеличение глобального потребления нефти в обозримом будущем пока не приходится. Дешевая нефть, безусловно, смягчит спад в Европе и Японии, но вряд ли будет способствовать существенному расширению спроса в США и Китае, на которые приходится более 30% мирового спроса.

Впрочем, в российском правительстве могут утешать себя тем, что нефть рано или поздно вернется на отметку $60 за баррель, которая теперь кажется почти комфортной. По мнению ряда отечественных экономистов, к этому времени укрепится и рубль, который восстановится до 50-60 руб. за доллар. Таким образом, ситуация как бы улучшится буквально сама собой, без активного вмешательства российских либералов от правительства.

То есть, получается, что можно не делать никаких решительных шагов и ждать, что «кривая вывезет»? Ответ категорически неправильный! Но кто сможет предложить верный ответ и, главное, настоять на его принятии?!

Просмотров: 167
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

16 января 2015 г.

Комментарии


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.