Кризиса в российской экономике нет, но дела в ней идут не слишком хорошо. Так можно в наиболее краткой форме передать смысл заявлений, сделанных в последнюю неделю премьер-министром Дмитрием Медведевым и первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Падение цен на нефть и газ, а также санкции, введенные против России западными странами, нанесли серьезный ущерб, хотя наихудших последствий, можно сказать, удалось избежать.
Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 года, утвержденные премьер-министром и обнародованные 14 мая, равно как и последующие выступления Шувалова показывают, где власти видят выход из создавшегося непростого положения. В первую очередь, следует отметить, что российскую экономику не будут стимулировать за счет прямых государственных инвестиций, как это сделали, например, в Китае в 2009-2010 годах. Министерство финансов выступило за весьма жесткое ограничение бюджетных расходов вплоть до 2018 года. По его мнению, не следует уменьшать расходы только на импортозамещение и программы (в основном, социального характера), финансирование которых определено законами.
В ближайшие годы российское государство собирается, так сказать, жить по средствам. А ежели этих средств будет меньше из-за дешевой нефти, то значит, так тому и быть. Правительство не намерено ни занимать деньги в больших количествах несмотря на довольно скромный объем государственного долга, ни повышать налоги, ни увеличивать бюджетный дефицит, ни эмитировать рубли для поддержки банковского или реального сектора экономики. В «Основных направлениях» ставится задача достижения бездефицитного бюджета к 2017 году при снижении инфляции до 4%. И сделано это будет, прежде всего, за счет экономии и прочего затягивания поясов.
Очевидно, основной движущей силой восстановления российской экономики после спада в правительстве видят инвестиции частного сектора и готовы посодействовать их увеличению. Так, Игорь Шувалов сообщил, что рассчитывает на дальнейшее снижение ключевой ставки Центробанка РФ в июне. Дмитрий Медведев предложил расширить перечень банков, которые смогут получить средства на докапитализацию через Агентство по страхованию вкладов с расчетом на то, что они будут использованы на кредитование реального сектора, и включить в этот список ряд региональных финансовых учреждений. Правда, скорее всего, выделенная сумма в целом не дотянет до 1 трлн. руб., о которых власти заявляли в начале текущего года.
Кроме того, правительство продекларировало намерение оказать поддержку крупным инвестиционным проектам частных компаний. Льготные кредиты предлагается предоставлять более широкому кругу предприятий, включая металлургические. Проблема лишь в том, что средства на эти цели выделяются в час по чайной ложке, порциями по 20 млрд. руб. на всех, а отбор конкретных проектов требует прохождения длительных и сложных процедур. Вероятно, улучшить ситуацию в экономике могло бы расширение программ капиталовложений крупных госкорпораций, однако они пока что, наоборот, планируют уменьшение затрат.
Вообще, ахиллесовой пятой всех правительственных антикризисных проектов является, пожалуй, сосредоточение на инвестициях, которые представляют собой не цель, а только средство увеличения прибыли (а иных целей в частном бизнесе нет). Любые капиталовложения должны иметь конкретную задачу в виде роста доходов и/или снижения удельных затрат. Пример инвестиций без цели, ради самого процесса, мы можем увидеть сегодня в Китае, где проблема невостребованных, избыточных производственных мощностей имеет очень острый характер.
Для России такой целью может быть, например, импортозамещение, но для реализации по-настоящему стратегических долгосрочных проектов по фактическому созданию целых отраслей (станкостроение, производство передового нефтегазодобывающего оборудования, электроника) необходимо очень активное и целенаправленное содействие со стороны государства. Кроме того, Россия нуждается в широкомасштабных капиталовложениях в расширение транспортной сети, благоустройство и то, что можно в целом назвать повышением качества жизни, но эти средства, опять-таки, может выделить только государство. Для частного бизнеса все эти направления, как правило, не интересны либо же его вообще не стоит в них пускать.
Любой бизнес нуждается не столько в кредитах, сколько в платежеспособном спросе. Между тем, именно с этим дела в России сейчас обстоят не лучшим образом. Выдача ипотечных кредитов сократилась в первом квартале более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи автомобилей в апреле упали на 41,5% по сравнению с тем же месяцем годичной давности и оказались хуже, чем в 2009 году. По данным Национального бюро кредитных историй, доля просроченных розничных кредитов выросла на 0,9 п.п. по сравнению с концом 2014 года и достигла 6,5% - максимального уровня с момента начала отслеживания данного показателя в 2010 году.
С большими проблемами со сбытом сталкиваются в последнее время участники российского рынка стали. Видимый спрос на арматуру, фасон, оцинкованную сталь упал на 20-35% по сравнению с уровнем годичной давности. Металлурги вынуждены снижать уровень загрузки производственных мощностей, а дистрибьюторы указывают на наличие избыточных складских запасов, в которых часто велика доля дорогостоящей продукции, приобретенной в первом квартале.
Укрепление рубля, в течение последней недели неоднократно поднимавшегося до менее 50 руб. за доллар, только усложняет ситуацию. Цены на горячекатаные и холоднокатаные рулоны в России теперь превышают уровень мирового рынка на $120 за т и более. Российский листовой прокат с покрытиями теряет конкурентоспособность по сравнению с более дешевой продукцией из-за рубежа. В следующем месяце можно ожидать увеличения российского импорта арматуры и фасона.
В то же время, на внешних рынках отечественный металл не дорожает. В начале второй декады мая в рост шла только заготовка, однако возможности для ее дальнейшего повышения ограничены вследствие приближения Рамадана и неблагоприятной конъюнктуры на ближневосточном рынке сортового проката. Листовая сталь российского производства стагнирует в Европе и немного подешевела в Турции. Кроме того, металлургам приходится снова сбавлять цены, чтобы осуществлять продажи в Индию и страны Восточной Азии. В некоторых случаях контракты на поставку горячекатаных рулонов в Азию заключались менее чем по $350 за т FOB, тогда как цены на заготовку превышают $370 за т FOB.
На внутреннем российском рынке последняя неделя была временем стабильности. Большинство дистрибьюторских компаний непосредственно после майских праздников не вносили существенных изменений в свои прайс-листы. Однако и арматура, и листовой прокат по-прежнему находятся под угрозой дальнейшего удешевления. Падение видимого спроса, избыточные объемы предложения и конкуренция между поставщиками делают продолжение спада весьма вероятным. Судя по всему, котировки на прокат еще не достигли «дна».
Но даже если цены уже опустились на это дно, подняться с него — непростая задача. С этими трудностями в очередной раз столкнулись китайские металлургические компании, еще в конце апреля попытавшиеся привести стоимость проката в большее соответствие с резко подорожавшей (правда, с рекордно низкой базы) железной рудой. Китайские горячекатаные рулоны никак не могут вырваться из интервала между $350 и $370 за т FOB, а холодный прокат и оцинкованная сталь в последнее время даже слегка подешевели.
Основная проблема здесь заключается, как и ранее, в недостаточном спросе. По оценкам китайской металлургической ассоциации CISA, потребление стали в стране в текущем году должно сократиться на 6% по сравнению с прошлым годом, а компенсировать этот спад дальнейшим наращиванием экспорта будет очень сложно. Да, за первые четыре месяца 2015 года китайские компании отправили за рубеж 34,33 млн. т стали, на 32,7% больше, чем в тот же период годом ранее. Но из-за этого рынок теперь переполнен, так что потребители не спешат с заключением новых сделок, а китайская экспансия вызывает все более сильное противодействие у правительств других стран.
Протекционистские настроения на мировом рынке стали определенно растут. Основные претензии предъявляются, понятное дело, к Китаю, но и металлурги из других стран тоже попадают под раздачу. Российские компании уже являются вместе с китайцами ответчиками в антидемпинговом расследовании по импорту горячекатаных рулонов в Турцию, а теперь и Европейская комиссия стартовала процесс против холоднокатаных рулонов из Китая и России.
Очевидно, условия для экспорта российского проката на внешние рынки в обозримом будущем могут еще ухудшиться, так что ценность внутреннего рынка для отечественных металлургов снова возрастет. Но одновременно и проблемы, вызванные спадом в российской экономике, будут принимать для них все более острый характер.
Просмотров: 223
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.