Заключение соглашения о снятии экономических санкций с Ирана в обмен на 15-летние ограничения, накладываемые на реализацию иранской ядерной программы, и отказ Тегерана от создания собственного атомного оружия имеет не только политический, но и немаловажный экономический аспект. По словам западных экспертов, воссоединение Ирана с его 77-миллионным населением и ВВП в размере порядка $400 млрд. с международной торговой и финансовой системой станет наиболее значимым приобретением для интегрированной глобальной экономики со времен присоединения к ней экс-СССР и других бывших соцстран.
Прекращение жесткого противостояния Ирана с западными странами, безусловно, окажет значительное влияние не мировые рынки нефти, проката, машиностроительной продукции. Эффект от достигнутого компромисса, очевидно, ощутит и российская металлургическая отрасль. Однако при этом необходимо учитывать, что процесс возвращения Ирана в мировую торговлю будет отнюдь не быстрым.
Санкции, которые в настоящее время ограничивают иранский экспорт нефти и препятствуют международным расчетам с иранскими банками и компаниями, реально будут отменены лишь к концу текущего года. В соответствии с достигнутым соглашением, Иран в течение 65 дней должен демонтировать часть центрифуг для обогащения урана, вывезти из страны или ликвидировать почти все свои запасы обогащенного материала, начать переделку тяжеловодного реактора в Араке, чтобы там можно было бы получать не более одного килограмма плутония в год, допустить на свои атомные объекты инспекторов МАГАТЭ и провести ряд других мероприятий.
По окончании этого срока МАГАТЭ должна удостоверить, что иранские власти действительно выполняют свои обязательства. После этого вопрос о снятии санкций будет передан Совету Безопасности ООН, который должен принять соответствующее решение. Одновременно свои экономические санкции отменят США, а Евросоюз уберет эмбарго на импорт иранской нефти и запрет на банковские операции с иранскими банками. Предполагается, что этот процесс займет три месяца после получения «отмашки» от МАГАТЭ, так что в итоге действие санкций против Ирана прекратится лишь в самом конце 2015-го или в начале 2016 года. Только тогда Иран получит право беспрепятственно расширять экспорт нефти, проводить международные платежи, принимать иностранные инвестиции, а также получит доступ к около $100 млрд. своих средств, заблокированных в западных банках.
Естественно, наибольшее внимание уделяется последствиям снятия санкций для мирового рынка нефти. За несколько дней до достижения соглашения, когда стало ясно, что компромисс в основном достигнут, биржевые котировки на нее упали на 8-9%, до менее $60 за баррель «брента». Некоторые эксперты заявляют о возможности нового спада, вызванного увеличением избытка нефти на мировом рынке. Однако эти опасения все-таки представляются преувеличенными, особенно, если учесть, что резкого расширения поставок иранской нефти не ожидается и в 2016 году.
По оценкам ряда специалистов, представляющих инвестиционные банки и отраслевые консалтинговые компании, речь идет о дополнительных 500-800 тыс. баррелей в день в течение 6-12 месяцев после отмены санкций. Это составляет менее 2% от объема международной торговли нефтью — немало, но недостаточно, чтобы обрушить рынок. В дальнейшем Иран, очевидно, в состоянии достичь своего «досанкционного» объема экспорта — порядка 2,6-2,7 млн. баррелей в день по сравнению с 1,1-1,3 млн. баррелей в настоящее время, а затем и превзойти его, но произойдет это не скоро. Для этого одни месторождения нужно расконсервировать, другие ввести в хозяйственный оборот. Иранское правительство рассчитывает на широкое привлечение иностранного капитала в нефтедобычу и еще в 2013 году начало предварительные переговоры на этот счет. Но одно только подписание контрактов должно занять несколько месяцев.
Снижение цен в начале июля имело, скорее, психологический характер, хотя, безусловно, вписывается в нынешние тенденции на рынке. Нефть в настоящее время находится под давлением не столько из-за Ирана, сколько вследствие торможения китайской экономики, расширения добычи в Саудовской Аравии и относительно высокой устойчивости американской нефтедобывающей отрасли. Вопреки ожиданиям, производство в США продолжало расти до самого конца июня, хотя сейчас, похоже, прошло пик и начало медленно уменьшаться вследствие падения объема инвестиций в этом году. Тем не менее, американским нефтяникам удалось сократить затраты на 15-30% по сравнению с прошлым годом, так что уровень рентабельности для основных сланцевых месторождений составляет сейчас $50 за баррель и менее.
Из этого следует, что существенного роста мировых цен на нефть в обозримом будущем не предвидится. Скорее всего, стоимость «брента» стабилизировалась в интервале $55-65 за баррель. Вследствие этого в России можно ожидать продолжения политики ограничения государственных расходов, а курс рубля по отношению к доллару останется относительно низким. Таким образом, отечественный рынок проката, судя по всему, в ближайшие месяцы не получит поддержки со стороны нефти.
В более долгосрочной перспективе снятие санкций с Ирана может стать благоприятным фактором для российских металлургов. Иранское правительство планирует направить разблокированные в западных банках средства и дополнительные доходы от экспорта нефти на модернизацию страны. Пятилетний план на 2016-2021 годы предусматривает инвестирование в реальный сектор национальной экономики более $360 млрд., из которых, правда, свыше $150 млрд. иранцы собираются привлечь из-за рубежа. Средние темпы роста ВВП в этот период должны составить порядка 8% по планам правительства и 6-7% по оценкам западных экспертов.
В любом случае, с 2016 года Иран будет стремительно наращивать спрос на прокат, цемент, промышленное и нефтегазовое оборудование, строительную и дорожную технику и другие инвестиционные товары. Здесь российские компании вполне могут рассчитывать на получение новых иранских контрактов. О наличии широкомасштабных планов, связанных с Ираном, уже сообщали Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), РЖД, Росатом. Иран может стать импортером российских грузовиков, нефтегазового и энергетического оборудования. Косвенно от заключения таких контрактов выиграют и металлурги, поскольку сами получат новые заказы от крупных российских клиентов.
В отношении прямого увеличения российского экспорта стали в Иран ситуация более сложная. Когда-то Иран был даже крупнейшим зарубежным покупателем российской стальной продукции, а общий объем иранского импорта стали в 2007 году достиг пика в 12,2 млн. т. Однако санкции, с одной стороны, нанесли достаточно серьезный удар по иранской экономике, а с другой, значительно усложнили импортные операции. Видимое потребление проката в стране, по оценкам World Steel Association (WSA), упало от почти 21 млн. т в 2011 году до около 16 млн. т в 2014-том, а импорт в прошлом году составил не более 2,8 млн. т. При этом, крупнейшим поставщиком стальной продукции в Иран стал Китай, чьи компании могли принимать платежи в иранских риалах.
Несмотря на санкции собственное производство стали в Иране продолжало увеличиваться, достигнув в 2014 году 16,3 млн. т (плюс 5,9% по сравнению с предыдущим годом). В январе-мае 2015 года объем выплавки составил 6,94 млн. т, на 5,1% больше, чем в тот же период годом ранее. При этом, у иранских властей очень широкие планы в отношении национальной металлургической промышленности. К 2025 году производство предполагается довести до 50-60 млн. т, из которых 10-15 млн. т будет продаваться за пределами страны. Конечно, вряд ли эти планы будут реализованы более чем на 50%, но, очевидно, в 2015 году иранские металлурги вполне в состоянии довести объем выпуска до более 17 млн. т стали в год, из которых свыше 2 млн. будет экспортировано.
Правда, правительство поставило национальным производителям задачу удвоить экспорт в текущем году (имеется в виду иранский год, который начинается с 20 марта), выведя его на уровень 4 млн. т, из которых половина должна прийтись на полуфабрикаты, а половина — на листовой прокат. Однако, судя по всему, этот план выполнен не будет из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке и конкуренции со стороны Китая. Сейчас в стране вместо стимулирования экспорта обсуждается возможность повышения импортных пошлин на сталь от 10-20% в настоящее время (10% на полуфабрикаты, 15% - на листовой прокат, 20% - на арматуру) до 40%.
Тем не менее, можно предположить, что после снятия санкций в 2016 году Иран снова начнет наращивать не только потребление стальной продукции, но и ее импорт. Причем, на севере страны, куда направляется продукция из стран СНГ, может возрасти потребность как в заготовке, так и в горячем прокате из-за рубежа. Безусловно, о возвращении к прежним объемам закупок речи не идет, но с будущего года привлекательность иранского направления для российских металлургов, без сомнения, возрастет.
Просмотров: 163
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.