Спад на российском рынке сортового проката будет продолжаться и в 2016 г. Его крайней точкой, возможно, станет второе полугодие будущего года, но на возобновление роста потребления в обозримом будущем пока не стоит рассчитывать. Цены на сорт и фасон останутся низкими; стоимость арматуры в долларовом эквиваленте на условиях EXW в течение 2016 г. вряд ли будет существенно превышать отметку $300 за т без НДС. К таким выводам пришли участники XIII ежегодной конференции "Рынки сортового проката и метизов", прошедшей в Сочи 1-2 октября.
Как сообщила Анна Головко, аналитик рынка сортового проката «Металл-Эксперта», в течение 2015-2016 годов потребление арматуры в российской строительной отрасли сократится на 32% по сравнению с 2014 г. В текущем году его объем оценивается примерно в 7,5 млн. т против немногим менее 9,0 млн. т в прошлом, а в 2016 г. данный показатель уменьшится до около 6,9 млн. т. Фасонного проката будет использовано 2,6 млн. т в 2015 г. и 2,3 млн. т — в 2016-том. Особенно резким будет спад в секторе жилищного строительства, что объясняется падением объема ипотечного кредитования и резким сужением использования жилья в качестве объекта для банковских и частных инвестиций.
Пока что российских производителей сортового проката поддерживает рост экспорта, однако здесь отрасль фактически упирается в потолок. На 2016 г. аналитики «Металл-Эксперта» предсказывают лишь 10%-ное увеличение внешних поставок арматуры, а также небольшое снижение объема продаж заготовки вследствие ухудшения конъюнктуры на мировом рынке. Прежде всего, в будущем году может возрасти конкуренция со стороны Китая, где на внутреннем рынке по-прежнему будет наблюдаться избыток предложения, а степень экспортной ориентации местных производителей только усилится. Кроме того, низкие цены на нефть и политическая нестабильность (о том, как будет дальше развиваться ситуация вокруг Сирии и Ирака, говорить еще слишком рано) будут сдерживать спрос на полуфабрикаты и сортовой прокат в странах Ближнего Востока.
Таким образом, российская металлургическая отрасль в ближайшие месяцы может столкнуться с проблемой перепроизводства, что приведет к падению цен ниже нынешнего уровня. По мнению ряда участников конференции, стоимость арматуры может сократиться до 19-20 тыс. руб. за т с НДС в течение 3-6 месяцев. Причем, упав, цена не вырастет снова — по крайней мере, пока не начнутся восстановительные процессы в российской и мировой экономике, а ждать этого в 2016 г. явно не следует.
Как избежать такого ценового обвала? Эта задача сейчас становится одной из приоритетных для участников российского рынка сортового проката. Для производителей ее решение заключается в том, чтобы выпускать столько продукции, сколько нужно рынку, и не гнаться за объемами, чтобы сохранить цены. О намерении загружать мощности согласно реально имеющимся заказам, не допуская избытка, сообщили на конференции представители таких крупных производителей сорта как НЛМК, «Северсталь», Магнитогорский меткомбинат. Некоторые компании планируют на будущий год более активно использовать экспортные альтернативы, чтобы меньше перегружать внутренний рынок.
В целом ведущие российские металлургические компании не намерены снижать заводские цены на арматуру в октябре, что ставит в сложное положение дистрибьюторов, которым приходится напрямую взаимодействовать с падающим конечным потреблением. В настоящее время маржа при продаже арматуры не покрывает затрат трейдеров, а в середине текущего года ее средний уровень вообще был ниже нуля. Некоторые поставщики ведут себя на рынке агрессивно, сбрасывая цены и заставляя других участников следовать за собой. В строительном секторе происходит фактическое вымывание среднего звена, на нем усиливается доминирование крупных компаний. При этом, рынок совершенно не эластичен: изменения котировок практически не влияют на объемы сбыта.
Чем в этой обстановке могли бы помочь металлурги дистрибьюторам? Немало внимания на конференции было уделено обсуждению механизма ценообразования, предусматривающего, в частности, предоставление скидок на крупные объемы. Кроме того, важное значение имеют оптимизация бизнес-процессов с использованием современных информационных технологий (соответствующая работа уже ведется всеми крупными производителями), соблюдение графиков производства и отгрузок. Также в нынешней обстановке очень большую ценность принимают различные мероприятия, в рамках которых производители и дистрибьюторы могли бы общаться, обсуждать животрепещущие темы и находить общие решения. Ближайшей такой площадкой станет конференция "Российский рынок металлов", которая пройдет в Москве 9 ноября.
Со своей стороны, дистрибьюторам и самим необходимо принимать меры по повышению эффективности — точнее оценивать платежеспособный спрос на локальных рынках, оптимизировать кредитный портфель, складские запасы, товарные потоки, управлять сортаментом. В любом случае, следует понимать, что улучшения рыночной ситуации в обозримом будущем не произойдет, поэтому необходимо рассчитывать свои силы на длинную дистанцию и постоянно отслеживать события, чтобы не пропускать возникающие возможности для расширения бизнеса.
Просмотров: 202
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.