Антикризисного плана на 2016 год не будет! Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, добавив, что вместо этого в бюджете на будущий год предусмотрено создание специального фонда с активами в 65 млрд. руб. (с возможным расширением до 150 млрд. руб.) - очевидно, для «адресного финансирования» отдельных проектов и отраслей экономики. Учитывая, что в январе текущего года на борьбу с кризисом планировали направить целых 2,3 трлн. руб., прогресс, как говорится, очевидный.
Да чего с этим кризисом бороться, ежели его уже нет?! С заявлениями о том, что Россия прошла крайнюю точку спада, а экономика в целом приспособилась к новым условиям, выступали на протяжении последних нескольких недель все «тяжеловесы» отечественной политики вплоть до премьер-министра и президента. Отчитываясь в Госдуме о выполнении антикризисного плана, члены правительства заверяли, что принятые меры позволили избежать обвала, стабилизировать финансовый сектор и поддержать промышленность и строительство. Дальнейшее же развитие экономики можно направлять в рабочем порядке, без специальных программ.
Правда, по оценкам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, из 60 пунктов антикризисного плана, принятого в январе, полностью выполнены были только 17, а выполнены частично — 21. Причем складывается такое впечатление, что отставание произошло, в первую очередь, за счет мер поддержки реального сектора экономики. Так, из средств Фонда национального благосостояния было профинансировано только четыре проекта, на которые выделили 254 млрд. руб., хотя изначально замахивались чуть ли не на 800 млрд. Причем, более 20% этой суммы пошло на строительство АЭС в Финляндии, а большая часть из 138 млрд. руб., поступивших РЖД и «Автодору», по данным Счетной палаты, осталась не освоенной. Из предусмотренных планом 297 млрд. руб. госгарантий по кредитам на инвестпроекты не было предоставлено ни рубля.
Пожалуй, немалую пользу отечественной экономике принес в этом году Внешэкономбанк, поддерживающий промышленный экспорт, но по состоянию на октябрь 2015 года в его портфеле значилось только 26 проектов, правда, получивших от ВЭБа 364 млрд. руб. кредитов. К тому же, в принципе его политика представляет собой обычную практику уважающего себя государства, без какой-либо специальной антикризисной направленности. Активно работал Фонд развития промышленности, но он за девять месяцев поддержал только 47 проектов, истратив большую часть выделенных ему на поддержку отечественного бизнеса 20 млрд. руб.
Вообще, максимальный эффект в борьбе с кризисом принесли сравнительно «дешевые» антикризисные меры — субсидирование ипотечного кредитования, на которое тоже было направлено 20 млрд. руб., и поддержка автопрома, где общие затраты приближаются к 30 млрд. руб. Причем, вопрос о продлении этих программ на 2016 год пока не решен. Судя по заявлениям главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной и ряда министров экономического блока, власти уже смирились с тем, что в условиях сохранения низких цен на нефть на мировом рынке особого роста в российской экономике в любом случае не произойдет, а приоритетной задачей должно стать снижение инфляции до 4% к 2018 году. С этой целью Центробанк, по словам первого зампреда Дмитрия Тулина, будет проводить «строгую» кредитно-денежную политику, т. е. по-прежнему ограничивать количество денег, доступных реальному сектору экономики.
Однако на самом деле цель пресловутого снижения инфляции, которой уделяется непропорционально много внимания, является абсолютно бессмысленной, так как в России этот показатель находится под влиянием совершенно разнородных факторов, на первое место среди которых нужно поставить определяющие курс рубля мировые цены на нефть, российскому правительству в принципе не подвластные и от него не зависящие. Вторым же по значению фактором следует назвать рост тарифов «естественных монополий», ведущий к увеличению издержек всех без исключения экономических субъектов. Причем, у нас темпы этого повышения зависят... от уровня инфляции, т. е. система каким-то шизофреническим образом закольцована, продуцируя всеобщий рост цен.
К этому нужно еще добавить высокие инфляционные ожидания населения и бизнеса, причиной которых являются дикие колебания курса рубля за последний год. И проблема здесь даже не в том, что рубль падает по отношению к доллару, а в том, что он падает хаотично и непредсказуемо, а правительство и Центробанк категорически не желают применять какие-либо меры к валютным спекулянтам, хотя имеют для этого достаточно широкие возможности.
Но самое грустное, что за всеми этими разговорами об инфляции и курсе совершенно теряется весь смысл антикризисных программ — для чего они вообще необходимы? «Всем вместе нужно выходить на позитивные стабильные темпы роста, но для этого нам нужна другая структура экономики», - высказался в Госдуме первый вице-премьер Игорь Шувалов, и это тот случай, когда с его словами следует полностью согласиться.
Ведь в чем должен быть смысл антикризисных действий? Очевидно, в том, чтобы реальные доходы населения росли, а не падали. Чтобы люди покупали больше жилья, автомобилей, бытовой техники, не боясь брать кредиты и не опасаясь в один далеко не прекрасный момент столкнуться с тем, что их не за что отдавать. Чтобы большая часть товаров, представленных на потребительском рынке, была изготовлена в России, и чтобы комплектующие для этих товаров и оборудование на предприятиях, где их производят, в основном, изготавливались тоже в России. Чтобы у государства и государственных корпораций хватало денег на строительство железных и автомобильных дорог, мостов и аэропортов, благоустройство городов и прокладку новых газо- и нефтепроводов. Чтобы в России проектировались, строились и использовались новые самолеты, железнодорожные локомотивы, морские и речные суда. Чтобы, наконец, постоянно увеличивался спрос на арматуру, сортовой и листовой прокат, трубы и сталь с покрытиями, чтобы были востребованы все имеющиеся мощности в отечественной металлургической промышленности, а у компаний были стимулы и возможности для создания новых производственных линий...
Этот перечень можно продолжать долго. Главное — помнить, что именно это является целью, а все остальное, будь то снижение инфляции или дешевые госкредиты для промышленности, на которых настаивают, например, советник президента Сергей Глазьев и «Столыпинский клуб», представляет собой средства для достижения этой цели. И любую антикризисную политику следует оценивать только из этого критерия.
«Им нужно понижать процентные ставки... Если они прибегнут к монетарным стимулам, их валюта ослабнет. Но зато экспорт начнет расти все больше и больше». «Нужно запускать новые инфраструктурные проекты, это даст возможность задействовать больше проката на внутреннем рынке». Это антикризисные рецепты, которые предлагают ведущие западные специалисты. Правда, не России, а Китаю, где снижение темпов экономического роста и уменьшение доли промышленности в ВВП оборачивается сильнейшей головной болью для всей мировой экономики, а особенно, ее ресурсного сектора. Но, так или иначе, упор делается не на некое «снижение инфляции», а на стимулирование роста в реальном секторе, что позволит задействовать не используемые в настоящее время мощности и остановить, в частности, вал китайского проката, нахлынувший на мировой рынок стали.
В то же время, не все здесь так просто. Ведь Китай уже стимулировал свою экономику, причем, на первый взгляд, используя те средства, о которых сегодня говорит Сергей Глазьев. В 2008-2012 годах правительство страны выделяло сотни миллиардов долларов на широкомасштабное строительство инфраструктуры и жилья, помогало национальным компаниям осваивать производство промышленного оборудования и передовых потребительских товаров, стимулировало рост зарплат и поддерживало стабильный курс юаня. Что в итоге все равно не спасло Китай от кризиса перепроизводства, который удалось только отсрочить на шесть лет.
Поэтому очень важно понять, в чем китайцы ошиблись, и какие уроки можно извлечь из их пути. Представляется, что одним из наиболее серьезных промахов стало выделение средств на проекты с очень длительной окупаемостью или вообще неприбыльные через обычные коммерческие банки, выдававшие их в виде обычных коммерческих кредитов местным администрациям. В итоге это привело к массовому невозврату займов, что и заставило власти в конце концов остановить инвестиционный конвейер. Кроме того, из-за огромных масштабов программ за реализацией проектов не был налажен должный контроль, из-за чего возникло значительное нецелевое расходование средств (не только и не столько прямое воровство, сколько действительно нецелевое, наподобие строительства «городов-призраков»).
Наконец, китайские власти, похоже, не решились пойти путем Японии и Кореи, которые в свое время помогли ведущим национальным корпорациям выйти на мировой уровень. Ни новых «Тойот», ни новых «Самсунгов» в Китае пока так и не возникло, хотя, возможно, здесь, скорее, не столько вина, сколько беда Китая. Сейчас глобальный рынок поделен, а на нем главенствуют американские корпорации, на службе которых находится самое мощное государство мира. Бросать ему открытый вызов сейчас себе не может позволить даже Китай.
Кстати, концепция Сергея Глазьева, поддержанная «Столыпинским клубом», позволяет избежать некоторых китайских ошибок. Для реализации финансируемых за счет эмиссионного кредитования стратегических проектов предлагается особый механизм, отделенный от действующей финансовой системы. Также подчеркивается, что эта система может работать только в комплексе с рядом мер валютного и финансового контроля, препятствующих перетоку целевым образом выделяемых средств на валютный рынок и/или за границу.
Кроме того, у нас сейчас совершенно не стоит проблема избытка денежной массы. Наоборот, экономика задыхается от нехватки денег, а количество важных и нужных, но не реализуемых из-за отсутствия средств проектов настолько велико, что России совершенно не грозит китайская проблема дефицита объектов для инвестирования. Чтобы сегодня стимулировать экономику, нам совершенно не нужно строить «города-призраки». Одна только прокладка высокоскоростных железнодорожных магистралей по Великому шелковому пути способна дать прибавку ВВП в пару процентов.
При этом, время не терпит. Китай свои возможности упустил и теперь, похоже, просто ждет, когда экономика сама ликвидирует диспропорции, вызванные кризисом перепроизводства. В последнее время все больше специалистов высказывают предположения о том, что некоторые крупные китайские металлургические компании вот-вот не выдержат нарастающих убытков и начнут выводить из строя избыточные производственные мощности.
Признаки того, что кризис в отрасли скоро достигнет пика, уже есть. Одна из дочерних компаний ведущего китайского государственного металлотрейдера Sinosteel на прошедшей неделе допустила технический дефолт по своим долговым обязательствам. Глава Baosteel, второй по величине металлургической компании Китая, публично предположил, что реструктуризация национальной металлургической отрасли может привести к сокращению выплавки стали на 20%.
Цены на китайскую стальную продукцию, можно сказать, взяли новые глубины. Горячекатаные рулоны опустились ниже отметки $270 за т FOB, а некоторые производители заготовки осуществляют поставки из расчета менее $250 за т FOB. Котировки на арматуру на Шанхайской фьючерсной бирже впервые опустились до менее 1800 юаней ($283,5) за т. Правда, одновременно понижается и железная руда, так что китайские компании в ответ могут продолжить удешевление проката.
Между прочим, от перепроизводства стальной продукции в Китае страдают далеко не только китайцы. Российским экспортерам в последнюю неделю тоже пришлось пойти на новые уступки. Котировки на горячекатаные рулоны для Турции теперь находятся в интервале $280-290 за т FOB, а при поставках в Европу, где китайцы очень активны, лишь незначительно превышают $300 за т FOB. Заготовка российского производства уже стоит дешевле $270 за т FOB, а стоимость товарных слябов упала до менее $250 за т. Не прекращается спад на рынках стальной продукции Евросоюза, Ближнего Востока, США.
Более стабильным остается российский внутренний рынок. На нем спад цен в ноябре, судя по всему, затронет арматуру и фасонный прокат, под угрозой находятся трубы, не относящиеся к нефтегазовому сегменту. Однако производители листового проката, очевидно, могут рассчитывать на пролонгацию нынешних котировок, правда, ценой сокращения объемов выпуска. Все большая часть мощностей отечественных металлургов в ближайшие недели и месяцы будет оставаться невостребованной.
Вот в этой невостребованности и есть суть нашего кризиса. Российскому бизнесу нужна настоящая антикризисная политика, реально стимулирующая экономический рост, а не пустые разговоры об инфляции!
Просмотров: 179
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.