Грузоперевозки | 04 апреля 2019 г. | 10:34

Российская речная система отягощена негабаритным грузом

Судоходство становится все более проблематичным на ключевых участках речных систем России, затрудняя перевозку крупных негабаритных грузов.

В то время как речные перевозки составляют лишь около 4-6% всех российских грузоперевозок, этот объем сезонно увеличивается до 60% для негабаритных грузов. Суровые зимы в России означают, что грузы могут перемещаться по рекам только в свободные ото льда месяцы.

В обычных условиях российские речные системы работают довольно отлажено для целей перемещения негабаритного груза во внутренние промышленные центры, но состояние рек ухудшилось в последние годы. Несмотря на сравнительно небольшие затраты на реновации, такие как выемка грунта, некоторые реки полностью исчезли. Кроме того, практически отсутствует контроль над промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, которые используют водные ресурсы без дальнейшего их восстановления.

Внутренние водные пути России составляют около 100 000 км (62 138 миль), что является одной из самых длинных водных речных сетей в мире. В последнее время российские инвестиции в промышленность и инфраструктуру нормализовались, что повлекло за собой увеличение поставок негабаритных грузов. Основные проекты здесь - Амурский газоперерабатывающий завод стоимостью 12,5 млрд долларов США в Амурской области; расширение Новокуйбышевского НПЗ в Самарской области; Нововоронежская АЭС в Воронежской области стоимостью 3,8 млрд долларов США. Все эти проекты испытывают сложность доставкой груза по реке.

По мнению аналитиков АО «РКК», растущая мелководность российских рек является последствием от усложнений общей речной инфраструктуры в стране. Это создаёт угрозу для всей российской отрасли перевозок сверхтяжёлых грузов, поскольку речной транспорт всегда имел для неё стратегическое значение. Данный вопрос наиболее актуален для европейских и восточных регионов России.

«По нашему мнению, глубина рек значительно уменьшилась в последние годы, и многие притоки, которые были судоходными десять лет назад, теперь больше не проходимы вообще или могут функционировать только во время паводка. Таким образом, практически каждый речной транспортный проект требует предварительной работы, которая включает дноуглубительные работы», - считает генеральный директор АО «Русская Контейнерная Компания» Иван Гришагин.

Российские грузоотправители и транспортные компании, специализирующиеся на перевозках сверхтяжёлых грузов, ищут решения, и в этой связи может возникнуть необходимость в создании отдельной статьи затрат на речные дноуглубительные работы при доставке сверхтяжёлых грузов.

На сегодняшний день дноуглубительные работы ведутся на крупнейшей реке бассейна Амура – Зея (для полноценной работы Амурского газоперерабатывающего завода на Дальнем Востоке России), на притоке Волги – реке Чапаевка (для Новокуйбышевского НПЗ), требуется регулярное внимание по углублению реки Дон (для причала к Нововоронежской АЭС).

Несмотря на проблемы речной системы, для большинства грузоотправителей доставка негабаритного груза автомобильным или железнодорожным транспортом остаётся недоступной, поскольку пока здесь наблюдаются существенные ограничения.

«На наш взгляд, в автомобильной доставке сдерживающим фактором развития служит бюрократический барьер, который препятствует получению разрешений на перевозку тяжёлых и негабаритных грузов по российским автодорогам, в то время как нехватка специальных платформ и транспортёров для данной категории груза ограничивает железнодорожный транспорт», - заключает И. Гришагин.

Тем не менее, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста объёма негабаритных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом в России. Это не только внутренние поставки. В конце 2018 года наблюдался рост количества проектов по доставке негабаритных грузов из Китая. Заказы на такие поставки поступают в основном от крупных промышленных предприятий России. По прогнозам аналитиков АО «РКК», эта тенденция сохранится и в последующие годы с учётом преимуществ, гарантируемых железнодорожным транспортом, таких как безопасность доставки, независимость от погодных условий, короткие сроки доставки по сравнению с речным транспортом, а так же собственные подъездные пути, что делает возможным перевозки «от двери до двери».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 107

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter