Интервью с заместителем генерального директора ММК по продажам Сергеем Ушаковым
О том, как складывается текущий год для Магнитки, какие тенденции наблюдаются на внутреннем рынке и кто выступает драйверами металлопотребления, в интервью МСС рассказал Сергей Ушаков, заместитель генерального директора ММК по продажам.
- Как вы оцениваете состояние российского рынка металлов в текущем году? Какие тенденции можете отметить?
- В 2019 г. развивались основные тенденции прошлых лет, такие как восстановительный рост металлопотребления в России, усиление конкуренции среди поставщиков, а также сокращение и закрытие внешних рынков. Высокая волатильность и труднопредсказуемая конъюнктура уже давно стали отличительной чертой рынка черных металлов, и текущий год не исключение: одновременно снижается спрос на внешних рынках и увеличивается — в России.
В целом можно сказать, что ММК и другие участники российского рынка, включая потребителей металлопродукции, научились успешно адаптироваться к частым колебаниям и сложной рыночной конъюнктуре, поэтому, несмотря на то что текущий год был непростым, его можно охарактеризовать как достаточно успешный.
- Как бы вы охарактеризовали предварительные итоги продаж продукции ММК на российском рынке? На какой объем продаж планируете выйти по итогам 2019 г.?
- ММК как компания, традиционно ориентированная на внутренний рынок, смогла реализовать все возможности, которые представились благодаря росту спроса на металлопродукцию в России. По итогам 2019 г. ПАО «ММК» реализует только на российском рынке около 8,1 млн т металлопродукции, что примерно на 400 тыс. т (+5%) превысит показатель прошлого года.
- Как складывалась ценовая конъюнктура на рынке в 2019 г.?
- Глобально цены на металлопрокат в текущем году снизились относительно уровня прошлого года. Сказалось общее замедление мировой экономики, вслед за которым сократился спрос. При этом российский рынок, несмотря на снижение цен, продемонстрировал лучшую динамику цен в сравнении с зарубежными рынками. Благодаря динамичному росту спроса и сокращению импорта на рынке улучшился баланс спроса и предложения. Эти факторы способствовали более плавной динамике цен на российском рынке.
- Какая динамика в секторах потребления? Кто выступает драйвером спроса в 2019 г.? В каких отраслях может наблюдаться рост потребления в 2020 г.?
- По нашей оценке, в текущем году большинство основных металлопотребляющих отраслей продемонстрировали позитивную динамику — металлопотребление выросло примерно на 5% по сравнению с прошлым годом. Среди лидеров роста можно выделить строительный сектор и автопром.
В текущем году, готовясь к изменениям законодательства в сфере жилищного строительства, застройщики запустили значительный объем проектов, пытаясь обеспечить себе больше возможностей в переходный период. Спрос на металлопрокат со стороны автопрома демонстрирует хорошую динамику благодаря росту локализации производства.
В следующем году прогнозируется рост металлопотребления на 1,5%. Продолжит расти строительный сектор, ожидаем позитивной динамики со стороны трубной отрасли, судостроения и других отраслей машиностроения. Ключевым фактором роста станет увеличение государственных расходов на национальные проекты.
- Как развиваются продажи износостойких сталей MAGSTRONG? Какие еще импортозамещающие продукты разрабатывает ММК, чтобы предложить их российским потребителям?
- ММК успешно развивает программу освоения производства и продвижения высокопрочных и износостойких сталей, а также изделий из них, выпускаемых под брендом MAGSTRONG. Так, в 2018 г. продажи проката MAGSTRONG выросли в 2,3 раза по сравнению с 2017 г., а за девять месяцев 2019 г. — еще на 30% по отношению к АППГ. При этом в данной продуктовой нише сохраняется большой потенциал роста. Продажи будут увеличиваться как за счет импортозамещения, так и благодаря расширению сфер применения.
Недавно был освоен выпуск новой криогенной марки — MAGSTRONG CRYOGENIC, которая позволит нашим потребителям во многих случаях заменить ею дорогостоящую нержавеющую сталь, снизив себестоимость изделий.
На II квартал 2020 г. запланирован запуск нового агрегата резки горячекатаных листов, за счет которого существенно улучшится плоскостность и качество как рядового сортамента, так и высокопрочного с гарантией лазерной резки. Под запуск агрегата запланировано освоение производства большого ассортимента нового высокопрочного сортамента. Так, с середины II квартала 2020 г. мы планируем начать поставлять нашим клиентам стали с пределами текучести 550—700 МПа в диапазоне толщин 2,5—4,99 мм. Кроме того, запланировано освоение выпуска конструкционных марок MAGSTRONG S800 mc и S900 mc (пределы текучести 800 и 900 МПа соответственно) в диапазоне толщин 2,5—12 мм.
Прокат марок MAGSTRONG имеет широкий спектр применения и в ряде случаев превосходит импортные аналоги. Данные стали уже сегодня позволили большому количеству крупнейших российских добывающих холдингов и компаний полностью заместить импортные аналоги либо перейти с традиционных марок стали на более технологичные материалы, благодаря чему существенно снизился вес изделий, получен значительный экономический эффект. Активно применяются новые марки MAGSTRONG и крупнейшими предприятиями машиностроительной отрасли, производящими шахтопроходческое, карьерное, дорожно-строительное и прочее оборудование.
Также ММК непрерывно разрабатывает и осваивает производство новых видов продукции для российских потребителей, призванных заместить импорт либо получить новые качественные характеристики продукции, отвечающие современным требованиям. За последнее время ММК освоил выпуск следующих видов проката:
горячекатаный листовой прокат из стали марки S355G8 для изготовления свай нефтяных платформ;
горячекатаный листовой прокат из стали марок X60ME, X65ME, X70ME, L485M для крупных трубных проектов;
холоднокатаный прокат из стали марки HC420LA с требованиями EN 10268;
горячеоцинкованный прокат с дифференцированным цинковым покрытием различных классов;
ЭОЦ-прокат строительного назначения с целью замещения импортируемого проката со сверхтонкими классами покрытия цинком (30—40 г/м2);
прокат с полимерным покрытием со средней и крупной текстурой;
прокат с двусторонним полимерным покрытием;
сортовой прокат с использованием технологии двухстадийного охлаждения из легированной марки стали 54SiCr6 для применения в машино- и автомобилестроении;
горячекатаный сортовой прокат круглого сечения из легированной стали 38Si7 с использованием технологии двухстадийного охлаждения, предназначенный для железнодорожного машиностроения.
- На ММК внедряется система автоматизации внутренних бизнес-процессов. Как это отражается на сбытовых технологиях, пришлось ли перестраивать структуру сбыта и в чем это выражается?
- ММК в партнерстве с компанией Делойт разрабатывает стратегию цифровизации бизнеса. Это позволит решить задачи «Индустрии 4.0» по интеграции всех информационных потоков компании. В единую информационную систему входит управление производством, запасами, ремонтами, закупками, финансами, персоналом, проектами, заказами и продажами. Данный шаг позволит укрепить позиции ММК на рынках сбыта, повысить операционную и функциональную эффективность.
В апреле запущена в промышленную эксплуатацию система оперативно-календарного планирования, которая позволяет повысить точность планирования и соблюдения сроков отгрузки металлопроката. На сертификатах качества на металлопродукцию ММК появился QR-код. С его помощью можно проверить подлинность продукции.
Также на комбинате разработан сервис по предоставлению данных об отгрузке в электронном виде. Клиенты могут оперативно получать информацию об отгрузке приобретенной металлопродукции для использования данных непосредственно в своих информационных системах, что позволяет ускорить операции по разгрузке вагонов, исключить человеческий фактор при обработке товаросопроводительных документов.
Помимо оперативных онлайн-сервисов ММК предоставляет юридически значимые документы, в том числе сертификаты качества и счета-фактуры, через систему электронного документооборота, благодаря чему обмен документов между предприятиями — участниками системы выведен на новый уровень, мы отказались от бумажного документооборота.
Наши ближайшие планы — создание целой экосистемы по взаимодействию с потребителями, которая повысит удобство пользования сервисами компании для клиентов и выведет на новый уровень работу сбытовых служб. Вместе с внедрением новых информационных технологий будет трансформироваться и работа сбытовых подразделений.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.