Когда очень хочется, но нельзя. Российский и мировой рынок стали: 25 ноября – 1 декабря 2019 г.
Благоприятная конъюнктура на внешних рынках оказывает воздействие и на российский. Отечественные металлургические компании готовы снижать цены по ноябрьским и даже декабрьским контрактам, но после Нового года они намечают отскок, предлагая потребителям закупаться сейчас, пока есть возможность.
Правда, возникает вопрос о продолжительности подъема на мировом рынке. Пока что ему ничего не мешает. Покупатели в Европе и Восточной Азии, правда, ворчат от чересчур быстрого подорожания, но не отказываются от пополнения запасов. Китайские компании продолжают приобретать за рубежом заготовку, горячекатаный прокат и товарный чугун.
В то же время, окно для арбитражных сделок закрывается. В Китае внутренние цены на стальную продукцию в последние дни не растут вследствие приближения сезонного спада деловой активности. Объективных причин для увеличения спроса на стальную продукцию в других регионах мира тоже недостаточно.
Индийский рынок прибавил в последние несколько недель, в основном, на обещаниях новых государственных инвестиций в инфраструктурные проекты, тогда как частный сектор продолжает испытывать проблемы из-за сократившихся объемов кредитования. В Евросоюзе основную роль играют такие факторы как пополнение запасов и временное закрытие части мощностей. Над турецкими металлургами возникла угроза запуска антидемпингового расследования по горячекатаному прокату в ЕС.
В общем, нынешний рост – до первой серьезной неприятности. Откуда она придет – вопрос дискуссионный. Впрочем, пока внимание американцев поглощено слушаниями по импичменту, возможно, в других странах будет немного спокойнее. В частности, уже понятно, что никакого торгового соглашения между США и Китаем в обозримом будущем не будет, а ранее введенные тарифы останутся в силе, но, по крайней мере, для этого есть объективные причины. Так что, позитивная динамика на мировом рынке вполне может продержаться до новогодних праздников.
В российской экономике проблемы те же: низкие темпы экономического роста и слабый спрос на спотовом рынке, а также со стороны секторов строительства и ЖКХ. Зато, можно сказать, обстановка несколько прояснилась. Неутешительные итоги первого года реализации национальных проектов потребовали проведения анализа причин неудач и помогли, по крайней мере, поставить диагноз. Так, очень познавательным в этом плане стал форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», проведенный 29 ноября под эгидой РСПП.
Как известно, расширение транспортной инфраструктуры – крупнейший из национальных проектов по масштабам и затратам. Только в 2019 г. на эти цели было направлено 2,4 трлн. руб. По словам первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова, комплексный план, который надо выполнить до 2024 г., - это самый минимум, чтобы иметь в стране развитую инфраструктуру, обеспечивающую удешевление доставки грузов и ускорение транспортировки людей. И, конечно, это несколько миллионов тонн дополнительного спроса на стальную продукцию.
Инфраструктурными проектами готов заниматься и частный бизнес. На Форуме заявлялось, в частности, о наличии интереса к развитию общественного транспорта, что в перспективе может дать значительный прирост спроса на продукцию отечественного машиностроения. Есть сотни проектов, которые могут быть реализованы на основании концессий или в рамках государственно-частного партнерства.
Что же больше всего мешает реализации всех этих проектов?! Почему за год многое из запланированного в секторе инфраструктуры даже не стартовало, а сроки ряда важных проектов переносятся «вправо» на 2-3 года?! Почему в стране сокращаются масштабы строительства, а само оно идет непозволительно долго и обходится дорого?!
Как показали дискуссии в рамках Форума, главной проблемой на сегодняшний день стало государственное регулирование, которое является открыто враждебным для бизнеса и мощно тормозит развитие любого проекта. Исполнители находятся в тисках разрешительных и согласовательных процедур, которые невозможно ускорить. Они полностью лишились каких-либо степеней свободы при реализации проектов. Сметы и расценки жестко контролируются государством, причем в них заложены сильно заниженные суммы. При честной работе подрядчик фактически не может рассчитывать на прибыль и находится под постоянным риском штрафов и даже уголовного преследования. Все это ведет к затягиванию проектов, невыполнению заданий и падению качества.
Много внимания уделялось на Форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» законопроекту «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности» (СЗПК), внесенному в Госдуму в начале ноября. С одной стороны, участники Форума признавали, что такой закон будет полезен, хотя бы потому, что раньше не было никакого. Но много раз повторялось и указывалось, что из-под его действия необходимо вывести уже действующие механизмы концессий и государственно-частного партнерства. В своем нынешнем виде закон просто ликвидирует эти реально работающие формы, и понадобится еще восемь или десять лет, чтобы заново что-то построить и настроить.
Еще одна острая проблема – качество проектов. Бизнесу, во-первых, необходима предсказуемость. Нужно хотя бы примерно знать, когда, что и где будет строиться, сколько приблизительно это будет стоить. Прежде чем запускать работу, надо решить вопросы с выделением земли, провести предварительные изыскания, оценить экономические аспекты – все это требует качественной профессиональной подготовки. Однако часто проектная документация готовится слишком долго, она устаревает и поэтому подвергается бесконечным пересмотрам и согласованиям, а дело стоит на месте.
Что в этой связи нужно бизнесу, чтобы хотя бы немного исправить положение? Прежде всего, убрать регулятивные барьеры, связывающие его по рукам и по ногам. Защитить заказчиков от произвола контролирующих органов, дать им право самим решать вопрос с экспертизой, перейти, в конце концов, на международную контрактную систему FIDIC, а не пытаться изобретать свою помесь одноколесного велосипеда с «испанским сапогом». И в качестве уж совсем запредельной, затаенной мечты, переработать 44-ФЗ, великий и ужасный, который наносит российской экономике в сто раз больший ущерб, чем любые санкции, неурожаи и падение цен на нефть.
Следует отметить, что присутствовавшие на Форуме представители правительства РФ в ранге замминистров выразили понимание всех этих проблем и готовность оказать помощь в их решении. Так, заместитель министра экономического развития Михаил Расстригин признал, что при выполнении госзаказов нужна не только минимальная цена, но и качество. Так что мысль о том, что в этой консерватории надо что-то менять, постепенно овладевает массами. Минтранс плотно работает с Министроем по ослаблению тех гаек, которыми сегодня затянута строительная отрасль, и стремится привлечь к этому процессу такие структуры как «Газпром» и энергетиков. Правда, Иннокентий Алафинов честно предупредил, что это дело не слишком быстрое.
Какие из всего этого можно сделать выводы? Прежде всего, первая попытка ускорить российскую экономику с помощью национальных проектов не удалась. Это плохо. Но в ходе запуска выявилось огромное количество проблем и трудностей, которые накапливались еще с середины прошлого десятилетия и постепенно опутали всю экономику страны массой запретов и ограничений. То, что о них начали говорить вслух, а в правительстве стали к этим словам прислушиваться, что в некоторые Министерства пришли новые команды, это, безусловно, хорошо. Так же очень не плохо, что, как минимум, часть отечественного бизнеса начала работать вместе с государством над устранением этих препятствий.
Понятно, что быстрых изменений не будет. В 2020 г. на потребление стальной продукции в России будут влиять те же негативные факторы, что действуют сейчас. Но… что-то все же начало меняться. В обществе, включая бизнес-сообщество, созрел большой запрос на перемены. В той или иной степени, так или иначе, они будут происходить.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.