В Евросоюзе могут быть введены «углеродные тарифы» на стальную продукцию
Как заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, достижение этой цели потребует кардинальной трансформации образа жизни и работы, производства и потребления. European Green Deal относится ко всем секторам европейской экономики, включая металлургическую отрасль, которая к 2050 г. должна сократить эмиссию углекислого газа на 95%. Планируется, что концепция будет сформулирована в окончательном варианте в марте 2020 г. и станет частью европейского законодательства в июне 2021 г.
Региональная металлургическая ассоциация Eurofer приветствует появление концепции и заявляет о поддержке «безуглеродной» металлургии. В то же время, она поднимает вопрос о стоимости данных мероприятий. По оценкам Еврокомиссии, реализация European Green Deal потребует ежегодных инвестиций в размере около 260 млрд. евро в год только до 2030 г.
Для металлургической промышленности переход на «безуглеродные» технологии приведет к увеличению потребления электроэнергии до 400 ТВт-ч в год (для сравнения, в 2018 г. вся Германия использовала около 556 ТВт-ч). Из них 234 ТВт-ч будет уходить на выработку 5,5 млн. т водорода, который должен будет заменить кокс при выплавке чугуна. По оценкам Eurofer, затраты на получение «зеленой» стали будут на 35-100% больше, чем при использовании нынешних технологий.
В связи с этим Eurofer поддерживает предложение Еврокомиссии о введении «углеродных тарифов» на импорт стальной продукции, которые должны оградить европейскую металлургию от конкуренции со стороны стран, которые не проводят настолько последовательную климатическую политику. Как, в частности, заявил Геерт ван Пулвоорде, генеральный директор ArcelorMittal Europe Flat Products, крайне важно, чтобы не возникало «углеродных утечек», т. е. чтобы производственные мощности, выделяющие при работе углекислый раз, не переносились за пределы ЕС, а переходили на «безуглеродные» принципы.
В то же время, многие эксперты отмечают, что введение «углеродных тарифов» представляется достаточно проблематичным. Во-первых, будет очень сложно подсчитать «углеродное содержание» в импортной продукции. Как, например, заметил Бьёрн Мауритцен, глава климатического офиса в норвежской компании Norsk Hydro, не понятно, должны ли такие тарифы взиматься при импорте только первичного алюминия или их надо распространить и на вторичный или даже на все изделия, содержащие алюминий. «В моем китайском айфоне 31 грамм алюминия. Надо ли взимать пошлину и на них?» - задал он вопрос, на который пока ни у кого нет ответа, в интервью журналу «Recharge».
Во-вторых, «углеродные тарифы» приведут к резкому подорожанию всех импортных товаров, что наверняка не понравится европейским избирателем. Наконец, в-третьих, они не соответствуют принципам ВТО, поэтому их введение может вызвать торговую войну против Евросоюза.
Однако, так или иначе, принятие European Green Deal вызовет ряд проблем, которые так или иначе придется решать. «Безуглеродная» экономика совершенно не совместима с нормальной, и стремление Евросоюза жить по своим климатическим законам потребует либо его изоляции, либо навязывания аналогичных правил всему остальному миру.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.