Цинк , обзор рынка , УГМК , Цветная металлургия | 25 сентября 2020 г. | 12:15

Рынок цинка: динамика и прогнозы развития

По итогам 1 полугодия 2020 г. средняя стоимость цинка на LME снизилась на 25%, до $2 047 за тонну относительно аналогичного периода 2019 г., сообщают эксперты Уральской-горнометаллургической компании в обзоре рынка цинка.

Котировки во втором квартале 2020 г. демонстрировали положительную динамику после падения до $1 774 за тонну в конце первого квартала текущего года. Начиная с середины июня стоимость металла закрепилась выше уровня $2 000 за тонну. Этому способствовал увеличивающийся спрос на цинк со стороны автомобильного и строительного секторов Китая после снятия ранее действующих ограничительных мер в большинстве провинций из-за пандемии коронавируса. В настоящее время деловая активность в стране вернулась к нормальному уровню, а экономика начала постепенно восстанавливаться. Рост ВВП Китая во втором квартале 2020 г. составил 3,2% после резкого падения в первом на 6,8%. Однако в целом показатель по итогам первого полугодия сократился на 1,6%. Автомобильный сектор также демонстрировал рост. Во втором квартале текущего года китайские продажи новых автомобилей выросли на 10,4% в годовом выражении, тогда как в первом квартале они упали на 42% (по данным CAAM).

Что касается предложения на рынке со стороны сырья (цинкового концентрата), то оно сокращалось из-за остановки на карантин цинковых рудников в крупных горнодобывающих странах (Боливии, Перу, Мексике, Индии). В результате средние ставки ТС (zinc spot concentrate TC, cif China, $/per tonne) за переработку цинкового концентрата к концу июня 2020 г. опустились до $170 за тонну (-43% относительно конца января 2020 г). Мировая добыча цинка за период январь-май 2020 г. сократилась на 6,7%, до 4,8 млн т. В Китае за этот же период добыча снизилась на 1,8%, до 1,66 млн т, а выпуск цинка увеличился на 6,2%, до 2,5 млн т. При этом нехватка сырья на китайском рынке покрывалась за счет импортных поставок. Импорт цинкового концентрата в Китай за первые 5 месяцев 2020 года увеличился на 49%, до 867 тыс. тонн (по весу металла) в основном за счет роста поставок из Австралии.

Средние запасы цинка на LME в 1 полугодии 2020 г. были на уровне 84 тыс. т, что ниже на 6% относительно аналогичного периода 2019 г. Однако на конец полугодия они увеличились до 122,6 тыс. т (рост в 2,4 раза относительно начала 2020 г.). Доступность металла на рынке возросла из-за пока еще не полностью восстановившегося спроса со стороны потребляющих отраслей. По данным LMC Automotive, мировые продажи легковых автомобилей за первое полугодие сократились на 28% в годовом выражении. Однако в июне динамика снижения замедлилась (-18%), что говорит о росте активности покупателей и начале восстановления рынка.

Факторы, оказывающие положительное влияние на стоимость цинка:

  • Нарушение мировых поставок цинкового концентрата из-за приостановки крупных цинковых рудников, вызванной пандемией Covid-19;
  • Сохраняющиеся экологические ограничения в Китае, закрытие и сбои в работе рудников в других странах;
  • Восстановление потребления цинка в Китае за счет реализации инфраструктурных проектов в стране по строительству железных дорог, аэропортов, линий метро и т.д.

Факторы, оказывающие отрицательное влияние на стоимость цинка:

  • Переход мирового рынка цинка от дефицита к профициту. Согласно нашей оценке, избыток цинка на мировом рынке в 2020 году может составить около 400 тыс. тонн;
  • Восстановление добычи на крупных цинковых рудниках в Перу, Мексике, Боливии и т.д.
  • Рост добычи и производства цинка в Китае за счет постепенной замены и модернизации старых цинкоплавильных мощностей, способных выполнять новые экологические нормативы;
  • Замедление экономического роста в ряде развитых и развивающихся стран вследствие торговых «войн» и возможной второй волны Covid-19.

Во втором полугодии 2020 г. эксперты ожидают дальнейшее восстановление экономик в различных регионах мира, пострадавших от пандемии коронавируса, за счет государственных стимулирующих мер, проводимых в секторах автомобилестроения, строительства и инфраструктуры. Это положительно скажется на спросе на цинк. Однако этого будет недостаточно, чтобы избежать избыточного предложения на рынке так как мировое производство цинка практически не пострадало, а добыча будет восстанавливаться более интенсивнее. Таким образом, средняя стоимость цинка в 2020-2022 гг. составит около $2000 - 2200 за тонну. В долгосрочной перспективе ожидается рост котировок до средних уровней $2300 за тонну. Положительное влияние на стоимость металла также может оказать закрытие неэффективных производств при текущих низких ценовых уровнях, что позволит рынку цинка в будущем перейти в равновесное состояние.

Рынок цинка по итогам первых 5 месяцев 2020 г. находился в избытке в количестве 223 тыс. т, тогда как в аналогичном периоде 2019 г. был зафиксирован дефицит в размере 109 тыс. т.

По итогам 2020 г. прогнозируется увеличение профицита цинка на мировом рынке до 387 тыс. т.


Добыча цинка

По итогам первых 5 месяцев 2020 г. мировой объем добычи цинка составил 4,84 млн т, что на 6,7% меньше относительно аналогичного периода 2019 г. Снижение в основном было связанно с приостановкой работ на крупных цинковых рудниках в странах Латинской Америки из-за карантинных мер по нераспространению Covid-19. Добыча цинка в Боливии уменьшилась на 43% (до 130 тыс. тонн), Перу на 29% (до 399 тыс. тонн), Мексике на 1,8% (до 268 тыс. т).

В Китае добыча сократилась на 1,8%, до 1,66 млн т. При этом возросла зависимость от импортного сырья (цинкового концентрата), большая часть которого поставляется из Австралии. Учитывая напряженность в торговых отношениях между двумя странами, это может подтолкнуть китайских компаний к привлечению дополнительных инвестиций в развитие собственных цинковых месторождений.

По оценке S&P Global Market Intelligence, по состоянию на 25 июня 2020 года, пандемия коронавируса привела к временной остановке 43 горнодобывающих предприятий в 16 странах мира, занимающихся добычей меди и цинка. Вследствие этого недополученный доход компаний отрасли предварительно составил около $4 млрд. В тройку наиболее пострадавших стран вошли Перу, Боливия и Панама.

Снятие карантинных мер в крупных добывающих странах (в Перу, Боливии, Мексике), будет способствовать интенсивному восстановлению добычи во втором полугодии 2020 г.

Большинство предприятий в период действия карантинных мер поддерживали производственный уровень выпуска цинка, что в конечном счете положительно сказалось на общемировом производстве. По итогам первых 5 месяцев 2020 г. мировой объем выпуска цинка увеличился на 1,6% и составил 5,525 млн т. На увеличение показателя в первую очередь повлиял рост производства в Китае (+6,2%, до 2,527 млн т), Канаде (+3,3%, до 281 тыс. т) и Нидерландах (+13%, до 106 тыс. т). При этом во втором квартале 2020 г. производство было ограниченно из-за слабого спроса на цинк, остановок предприятий в Китае на техническое обслуживание и нарушений мировых поставок цинкового концентрата, связанных с пандемией Covid-19.

Оценочные потери в производстве цинка в 2020 г. составляют от 100 до 250 тыс. т. Мировое производство во втором полугодии 2020 г. будет зависеть от того, насколько быстро восстановится добыча цинка в странах Латинской Америки и спрос со стороны потребляющих отраслей. По итогам 2020 г. прогнозируется рост производства на 1,7%, до 13,720 млн т.

Потребление цинка по итогам первых 5 месяцев 2020 г. сократилось на 4,4%, до 5,302 млн т.

Влияние вируса Covid-19 в большей степени отразилось на спросе чем на предложении. При этом с мая месяца текущего года наблюдается рост мирового потребления цинка по всем регионам мира. Во второй половине 2020 г. постепенное восстановление спроса продолжится главным образом за счет Китая. В Европе и Северной Америке также ожидается улучшение спроса на металл после карантинных послаблений. Правительства данных регионов будут оказывать поддержку своим экономикам, ориентируясь на такие сектора, как автомобилестроение, строительство и инфраструктура.

Таким образом, по итогам 2020 г. динамика снижения мирового потребления цинка замедлится и составит 2,7%, до 13,3 млн т при условии, что эпидемиологическая обстановка останется под контролем.

Основные показатели российского рынка

Согласно Росстату, индекс металлургического производства в 1 полугодии 2020 г. уменьшился на 4,1% по сравнению с 1 полугодием 2019 г.. Объем производства цинка, по итогам рассматриваемого периода, увеличился на 6,9%. Доля России в общемировом производстве цинка (включая цинк-алюминиевые сплавы) составила 1,6%.

По итогам 1 полугодия 2020 года российское производство цинка увеличилось на 6%, до 109,3 тыс. т. относительно аналогичного периода 2019 г.

Импорт цинка в рассматриваемом периоде снизился на 54%, до 12,5 тыс. т. Большая часть цинка импортируется из Казахстана (82%) и Узбекистана (16%). Поставки цинка из Казахстана в рассматриваемом периоде уменьшились на 49%, до 10,2 тыс. т, из Узбекистана на 45%, до 2 тыс. т. Падение импорта связанно с сокращением поставок цинка на Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) из Казахстана. Появление свободных объемов цинка на ЧЦЗ, за счет роста производства, позволило НЛМК отказаться от большей части импортных закупок.

Экспорт цинка вырос на 93% и составил 9,4 тыс. т. Основные поставки цинка осуществлялись в Испанию (53% от общего объема экспорта) и Нидерланды (43%).

Видимое потребление цинка в 1 полугодии 2020 года уменьшилось на 10,5% и составило 112,4 тыс. т. Доля импортного цинка в структуре потребления сократилась с 22% до 11%. Падение видимого потребления металла объясняться снижением производственной активности со стороны основных потребляющих отраслей цинка из-за введения карантинных мер в конце марта.

Крупные металлургические предприятия, за исключением НЛМК, сократили объем продаж оцинкованного листового проката. По итогам 1 полугодия 2020 г. суммарный объем продаж оцинкованного листового проката по трем крупным компаниям (ММК, НЛМК, Северсталь) уменьшился на 5,2%, до 1,391 млн т. Согласно Росстату, в рассматриваемом периоде производство в отдельных сегментах (включая оцинкованную продукцию) «Конструкции и детали конструкций из черных металлов» сократилось на 6,1%, «Ткань металлическая, решетки, сетки и ограждения из проволоки из черных металлов или меди» на 0,2%. Резкое снижение производства отмечается в сегменте «Автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» на 27,6%.

Во втором полугодии эксперты УГМК ожидают улучшения ситуации на рынке после карантинных послаблений. Однако восстановление потребительской активности будет происходить медленно из-за того, что в некоторых регионах России пик распространения коронавирусной инфекции пришелся на начало 2 полугодия 2020 г.

Источник: УГМК
Просмотров: 707

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter