Деньги, деньги, дребеденьги… Российский и мировой рынок стали: 21-28 февраля 2021 г.

Цены на мировом рынке стали снова растут. И будут расти – по крайней мере, в ближайшем будущем. Как говорится, так легли сейчас карты.

Соответственно, российским металлотрейдерам тоже рано или поздно придется переходить к повышению спотовых котировок, потому что более благоприятных условий от металлургов они, скорее всего, не дождутся. В марте – уж точно. Насчет апреля какие-то варианты, в принципе, есть, но тоже вряд ли.

Стальную продукцию сейчас одновременно толкают вверх Китай и западные страны. В Китае этот рост имеет объективный характер. После завершения новогодних праздников (11-17 февраля) котировки на арматуру и горячекатаный прокат поднялись более чем на $45 за т под влиянием нескольких факторов.

Прежде всего, китайские поставщики стальной продукции уверены, что видимый спрос на нее в ближайшее время не упадет, а наоборот, будет и дальше расширяться. Начало весны – это еще и начало сезонного подъема в китайской строительной отрасли.

Многочисленные проекты, стартовавшие в прошлом году в рамках государственной программы стимулирования экономики, сейчас как раз входят в интенсивную фазу. Может быть, новых строек в этом году будет меньше, но об этом у металлургов будет болеть голова через год, не раньше. А сейчас рынок, судя по впечатлениям его участников, готов взять все, что ему предлагают, и немножко больше.

Не зря китайские компании приобретают за рубежом заготовку и металлолом по ценам, которые немного превышают текущий рыночный уровень в КНР. Значит, рассчитывают на то, что через месяц-полтора, когда заказанная продукция поступит в порты, котировки будут еще выше.

В последние недели в Китае производится очень много стали и проката. По данным национальной металлургической ассоциации CISA, в период с 11 по 20 февраля, то есть, во время праздников, входящие в нее крупные и средние компании выплавляли, в среднем, 2,282 млн. т стали в сутки. Это на 24(!)% больше, чем в тот же период прошлого года.

Конечно, здесь надо учитывать, что в середине февраля 2020-го в Китае как раз началась эпидемия коронавируса, с которой власти страны боролись методом самых жестких карантинных ограничений. Меткомбинатов это, правда, практически не коснулось, но из мини-заводов простаивали порядка 75-80%. И все равно, рост на 24% - это очень много. Под его влиянием в Китае снова подскочили цены на сырье. Железная руда, в частности, превысила $175 за т CFR. А некоторые эксперты в Китае и западных странах не исключает, что на пике она дойдет до $200 за т.

Еще один небольшой, но тоже значимый фактор – появившиеся еще в январе слухи о том, что китайское правительство снизит уровень возврата НДС экспортерам проката. Сейчас они получают обратно все 13%, но, возможно, этот показатель снизится до 8 или 9%. А это означает повышение экспортных котировок, по меньшей мере, на $20-40 за т.

В то же время, сам по себе Китай не смог бы разогнать мировой рынок до сверхвысоких величин. Сегодня стоимость горячекатаного проката на Шанхайской фьючерсной бирже составляет немногим более 4800 юаней или $750 за т с НДС. И это, кстати, рекордное значение за последние 12 лет. Да, если китайская экономика в ближайшие месяцы покажет класс… то есть, рост, а железная руда действительно достигнет $200 за т, стальная продукция в Китае может дойти и до $800 за т с НДС. Может быть. А может, нынешние рекордные объемы производства окажутся избыточными, и во второй половине марта котировки покатятся вниз. Такое тоже неоднократно бывало на китайском рынке.

Китай как крупный импортер заготовки и растущий покупатель металлолома оказывает сильное влияние на эти рынки. Но создавая спрос, он одновременно и устанавливает ценовой потолок. Для заготовки в странах Восточной Азии он ориентировочно составит немногим более $600 за т CFR – при условии, что железная руда, металлолом и прокат в ближайшие несколько недель продолжат рост.

Чтобы довести котировки на листовой прокат до нынешних высот - $800 за т EXW в Турции, 710-740 евро за т в Евросоюзе и невероятные $1335 за т в США, нужны другие условия. Они создались в западных странах.

Следует отметить, что рынки Евросоюза и США – не нормальные. На них больше не действуют традиционные законы спроса и предложения. Во-первых, прошлогоднее увеличение спроса не сопровождается там расширением предложения. По имеющейся информации ассоциации Worldsteel, которая с текущего года перевела свою традиционно открытую статистику на сильно платную основу и, кажется, начала мухлевать с данными, в январе 2021 г. в США было выплавлено стали на 9,9% меньше, чем в том же месяце прошлого года, а в ЕС-27 – на 0,4%. Несмотря на рекордно высокие цены и объявления о вводе или возвращении в строй новых мощностей западные металлургические компании не могут – или же не хотят – удовлетворять потребительский спрос, ФАС на них нет!

Во-вторых, эти рынки в значительной мере закрытые. В США есть стальные тарифы, квоты, бюрократические барьеры для импортеров и многочисленные антидемпинговые пошлины по ставке до более 500%. В ЕС – практически то же самое, кроме стальных тарифов. Поэтому европейские и американские покупатели металлопродукции имеют ограниченные возможности для удовлетворения своих потребностей за счет импорта. Иначе поставки из стран СНГ, Индии, Турции, Кореи, других стран моментально уравняли бы цены на всех региональных рынках.

В-третьих, сами деньги в западных странах не совсем нормальные. В конце прошедшей недели нижняя палата Конгресса США утвердила очередной пакет экономической помощи населению, местным властям и бизнесу на общую сумму $1,9 трлн. Правда, этот билль надо еще провести через Сенат, но очень много времени это, скорее всего, не займет.

Деньги эти берутся, фигурально выражаясь, из тумбочки. В какой-нибудь африканской стране (не будем тыкать пальцем) подобная политика спровоцировала бы гиперинфляцию с парадом нулей на банкнотах. Но в США такого эффекта не возникает, и вот почему. Прежде всего, доллару доверяют, потому что он доллар. Это как прилежный студент, отличник с первого курса, который приучил всех преподавателей, что он все знает и сдаст любой зачет с первого раза. И если он вдруг начинает чудить, все относятся к этому снисходительно, полагая, что кризис окажется временным, и он снова возьмется за ум. Ни у правительств, ни у бизнеса, ни у населения западных стран нет более надежной альтернативы доллару или евро и, более того, нет ни малейшей мысли о том, что эта альтернатива им когда-нибудь может понадобиться.

Кроме того, американские и европейские власти, наводняя экономику необеспеченными деньгами, на самом деле, укрепляют ее. Этот парадокс объясняется тем, что главной причиной кризиса нынешней модели глобальной экономики является эрозия платежеспособного спроса. Деньги просто высасываются из населения, реального сектора и государственных финансов и уходят, в конечном итоге, на надувание пирамид на фондовом рынке. Американская ФРС накачивает экономику деньгами, словно нагнетает воздух в лопнувшие мехи.

И самое главное, это работает! В декабре 2020 г. в американском строительном секторе наблюдался рекордный подъем за последние девять лет. Спрос на потребительские товары был такой, что возник острейший дефицит судового тоннажа и контейнеров для перевозки всего этого добра из Китая и других стран Восточной Азии. В автомобильной промышленности внезапно возникла глобальная нехватка чипов для бортовой электроники, так как никто не ожидал, что их потребуется так много.

В последние годы в мировой экономике наблюдался все больший избыток производственных мощностей. Из-за огромного превышения предложения над спросом производителей душила дефляция. В 80-е гг. ХХ века аналогичную проблему решали в западных странах с помощью потребительского кредитования, но сейчас даже этого не нужно. Достаточно «нарисовать» полтриллиона долларов и выдать по $1400 на руки каждому налогоплательщику. Лепота!.. Ну, вырастет из-за этого капитализация Tesla или Apple от триллиона долларов до двух или трех триллионов, а биткойн дойдет до $100 тыс. за штуку, так кого это волнует?!

Правда, до бесконечности проводить такую политику, наверное, все-таки нельзя. Проблема номер раз – нынешняя ситуация с разбрасыванием денег с вертолета считается чрезвычайной. Для ее сохранения нужно перманентное чрезвычайное положение с ковидом и карантином. Но сволочи-ученые таки замутили вакцины от коронавируса, значит, рано или поздно его придется побеждать, иначе избиратели не поймут. А придумывать новые смертоносные и жутко опасные штаммы – как бы не совсем комильфо… В общем, у западных стран явно будут проблемы с возвращением экономики в «нормальное» состояние.

Проблема номер два – лишние деньги все-таки просачиваются в реальный сектор. Взлет цен на стальную продукцию – только один из аспектов этого процесса. Нефть пока удается удерживать на уровне около $65 за баррель, но медь, никель, другие металлы, сельхозпродукция, пиломатериалы достигли многолетних максимумов. Чтобы их остановить, потребуется не менее, как острый глобальный экономический кризис.

Пока рубль считается еще менее надежной валютой, чем доллар и евро, участвовать во всех этих процессах и нести связанные с этим издержки приходится и России. Потребители продолжают стонать от высоких цен на металлопродукцию, а строители – перекладывать на металлотрейдеров свою вину за увеличение стоимости жилья, но ничего это не изменит. В рамках рыночной экономики решить эту проблему невозможно, разве что, сделать российский рынок проката таким же закрытым, как американский или европейский, только установив барьеры не на входе, а на выходе. Но это, пожалуй, будет слишком радикально, да и мало чем поможет. Если сейчас у покупателей нет денег, то так не будет товара.

Во второй половине февраля арматура на споте упала до менее 50 тыс. руб. за т с НДС, так что она теперь превышает осенний уровень уже не на 50%, а всего на 20%. Горячекатаный прокат продается дистрибьюторами немногим более чем по 60 тыс. руб. за т. Но в ближайшие несколько недель рост, судя по всему, должен возобновиться – конечно, если не произойдет чего-либо совершенно нового и непредвиденного.

Правда, следует отметить, что российское правительство тоже потихоньку занимается стимулированием спроса. Так, недавно правительство одобрило перечень из 158 новых инвестиционных проектов в 26 регионах на общую сумму более 610 млрд. руб. для инфраструктурной поддержки. По всей стране активизируется дорожное, социальное и прочее строительство. Стимулируются инвестиции в промышленность и импортозамещение. Так что, в экономику страны разными путями поступают деньги.

А потребителям, увы, придется привыкать к тому, что арматура может стоить порядка 55-60 тыс. руб. за т, а горячекатаный прокат – около 65 тыс. руб. В ближайшее время иного им, по-видимому, не предложат.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями можно будет на выставках и конференциях, которые пройдут в 2021 г. Новые встречи состоятся на международных конференциях "Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления", которая пройдет 18-19 марта в Москве, и "Нержавеющая сталь и российский рынок", которую примет Волгоград 22-23 апреля.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 1561

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter