Анализ подъема спроса на металлы для электромобилей
Прямо сейчас мировой рынок переживает революцию в сегменте производства электромобилей. Ужесточение природоохранных законодательств и запуск масштабных программ государственной поддержки вызвали настоящий бум спроса на электромобили, а вместе с ним – на металлы, необходимые для производства их батарей, в частности, на литий, кобальт и медь. При этом от внимания мировой общественности часто ускользает тот факт, что добыча металлов, без которых «зеленая» революция была бы невозможна, наносит тяжелый урон экологии и связана с серьезными этическими проблемами, что в какой-то степени сводит на нет усилия мировых властей по минимизации экологического отпечатка автопрома. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, рассказывают о том, что будет с ценами на такие металлы в ближайшем будущем и как власти и бизнес могут подойти к решению проблем, связанных с их добычей.
Сегмент электромобилей быстро наращивает долю на мировом авторынке. Если в 2019 году на электромобили приходилось 8% от объема глобального рынка автомобилей, то в 2020-м – уже 13%. По данным Международного энергетического агентства, продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания за 2020 год упали на 6%, тогда как объемы реализации электромобилей выросли на 41% – во многом, отмечают аналитики Coface, такая динамика объясняется высоким интересом к сегменту со стороны европейских властей и потребителей. В первом квартале 2021-го продажи электромобилей выросли на 41% по сравнению с первым кварталом 2020-го, а по итогам года продажи в сегменте увеличатся на 70%, прогнозируют эксперты.
Кроме того, с 2035 года продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будут запрещены на ряде рынков, в том числе в Европе, что в принципе устранит конкуренцию для сегмента электромобилей и сделает его де-факто монополистом авторынка. В связи с ростом востребованности электромобилей растет спрос на металлы, которые необходимы для их производства – литий, кобальт, графит, никель, алюминий, медь и некоторые редкоземельные элементы. Несколько десятков (а иногда и сотен) килограммов этих металлов в каждом электромобиле приходится на батареи – в большей части это алюминий, который обычно составляет порядка половины веса каждого элемента питания, следом за ним по массовой доле идут медь, графит и никель.
При этом алюминий используется не только в батареях, но и в других конструкциях автомобиля – например, в ходовой части и в оформлении салона. Широкое использование в автомобилях нового поколения алюминий приобрел благодаря сравнительно небольшому весу и способности эффективно защищать водителя и пассажиров при аварии. Спрос на медь растет не только потому, что она также является одним из ключевых компонентов батарей, но и потому, что она необходима для создания инфраструктуры, которая будет помогать электромобилям оставаться на ходу – в частности, широкой сети зарядных станций.
Коммерческий директор Coface Россия Алексей Фомичев говорит: «Несмотря на то что рыночная доля сегмента электромобилей пока остается очень скромной по сравнению с общей величиной автомобильной индустрии, цены на ключевые для отрасли металлы быстро растут – уже сейчас спрос на них превышает предложение. Мы полагаем, что что как минимум в следующие два года стоимость металлов, использующихся для производства батарей, будет только расти».
Относительная дороговизна этих металлов заставляет бизнес активно искать им альтернативы, однако, говорят в Coface, в среднесрочной перспективе спрос на них не упадет, даже если появятся батареи новых типов или получат более широкое распространение технологии получения электроэнергии из водорода. В более отдаленном будущем – на горизонте от двух до 10 лет – баланс на рынке может измениться, признают аналитики, в особенности если учесть, что в поиске новых технологий для «озеленения» автопрома друг с другом конкурируют не только автоконцерны, но и целые государства.
Металлы – неизбежное зло «зеленой» революции в автопроме?
Аналитики Coface прогнозируют, что по итогам 2021 года цены на никель, алюминий и медь вырастут на 34%, 25% и 47% соответственно. По прогнозам компании, в 2020–2050 гг. спрос на медь для электромобилей будет расти в среднем на 9,9% в год, на никель – на 11,8% в год.
Крупнейшими производителями ключевых металлов, необходимых для производства электромобилей, являются Демократическая Республика Конго (ДРК), Австралия, Индонезия, Чили и Россия. Уже сейчас власти некоторых стран модернизируют законодательство, регулирующее добычу полезных ископаемых с тем, чтобы, во-первых, повысить собственные бюджетные доходы от коммерческой разработки ресурсов корпоративным сектором и, во-вторых, попытаться решить экологические и этические проблемы, связанные с добычей этих металлов.
Алексей Фомичев отмечает: «В качестве примера одного из проблемных с этической и экологической точки зрения металлов можно назвать кобальт. Многие кобальтовые шахты находятся в тропических джунглях, и массовая вырубка леса, необходимая для разработки месторождений, вкупе с загрязнением почвы химикатами сильно дестабилизирует экосистему». При этом в ДРК кобальт обычно добывается совместно с ураном, мышьяком и кадмием, что наносит серьезный вред здоровью рабочих. Кроме того, некоторые неправительственные организации – например, Amnesty International – утверждают, что добытчики кобальта эксплуатируют детский труд.
Ученые активно занимаются поиском альтернатив кобальту в аккумуляторных батареях и электронике, обращают внимание в Coface. Причиной стремления заменить кобальт на другой металл являются именно те экологические и этические проблемы, связанные с его добычей, о которых сказано выше, и чтобы электромобили действительно произвели «зеленую» революцию на мировом рынке, провозвестником которой их считают, эти проблемы должны быть решены как можно скорее, подчеркивают аналитики.
Как власти и автопроизводители будут решать проблему дефицита металлов
Горнодобывающим компаниям и металлургической отрасли придется значительно нарастить объемы производства металлов, необходимых для производства электромобилей, чтобы поспеть за стремительно растущим спросом.
Алексей Фомичев говорит: «В ближайшее время производители существенно увеличат вложения в основной капитал, чтобы нарастить производственные мощности, однако им придется тщательно искать приемлемый баланс между инвестициями в долгосрочное развитие и краткосрочной рентабельностью. Металлургический сектор сильно пострадал во время пандемии из-за резкого сокращения спроса на продукцию и падения цен на металлы на мировых рынках на фоне повсеместных локдаунов. Кроме того, неблагоприятный экономический климат заставлял производителей думать только о насущном, в связи с чем многие горнодобывающие компании сократили бюджеты на геологическую разведку, и теперь, несмотря на более благоприятную обстановку на мировом рынке, это направление по-прежнему остается недофинансированным».
Производители батарей и их покупатели, то есть производители электромобилей, пытаются снизить зависимость от кобальта и найти альтернативные источники энергии для автомобилей нового поколения. Часто в качестве возможной замены электродвигателям называют водородные двигатели, которые могли бы позволить удешевить производство «зеленых» автомобилей и минимизировать экологический отпечаток их производственной цепочки.
Эксперты Coface, однако, считают, что водородные двигатели не смогут существенно изменить ландшафт рынка в ближайшее десятилетие, если только их внедрение не будет активнейшим образом стимулироваться мировыми властями. Крупнейшие игроки «электрической» экосистемы автопрома, в том числе автопроизводители, в ближайшем будущем едва ли будут делать ставку на водородные двигатели – они инвестировали в развитие и внедрение электродвигателей слишком много, чтобы отказаться от них на полпути и приступить к развитию совершенно другой технологии, рискуя не выполнить в срок требования властей к экологической безопасности нового поколения автомобилей.
Уже в скором будущем счет ежегодных продаж электромобилей будет идти на миллионы, в связи с чем более важную роль, чем когда-либо ранее, будет играть индустрия переработки вторичного сырья. Многие компании уже сейчас спешно создают мощности, направленные на переработку именно батарей электромобилей. Сегменты переработки кобальта и никеля уже достаточно зрелые – всего в мире перерабатывается порядка 60% от общего веса утиля этих металлов, однако в сегменте переработки лития места для роста еще очень много – на сегодняшний день в мире перерабатывается всего порядка 1% от его общей утилизируемой массы.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.