Зима на пороге. Российский и мировой рынок стали: 21-28 ноября 2021 г.
Впрочем, одно черное дело «Омикрон» уже сделал. На биржевых торгах 26 ноября произошло сильнейшее с апреля 2020 г. падение цен на нефть. Котировки на сорт «брент» упали за сутки на 11,3%, до $72,91 за баррель, что стало самым низким уровнем с начала сентября. Под этим вредным влиянием и курс рубля провалился до минимальной отметки по отношению к доллару более чем за семь месяцев.
Однако самая большая угроза – как всегда, потенциальная. О новом штамме еще ничего толком не известно. Он найден всего у нескольких человек. Нет никаких данных о его смертоносности. Известно только, что он, вроде бы, устойчив к имеющимся вакцинам и, кажется, еще более заразен, чем вредоносная «Дельта». Но этой малости хватило, чтобы вызвать всемирную панику с большими последствиями.
Как отмечают некоторые рыночные аналитики, комментирующие обвал цен на нефть, биржи сразу же начали ориентироваться на самый худший вариант из возможных – что новый штамм окажется крайне опасным, из-за чего правительствам снова придется объявлять жесткие локдауны и вводить ограничения на перевозки людей и грузов. Ряд стран, включая, кстати, Россию, объявили о приостановке авиасообщения с ЮАР и Гонконгом, где обнаружен вирус.
Панику старательно раздувают и СМИ. Опрошенные специалисты еще ничего толком не знают, но предупреждают о страшной опасности. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит срочное совещание по новой угрозе. Может, они знают что-то такое, что пока не известно общественности. А может, все развеется без следа – мало ли у вируса мутаций?!.. Ближайшая пара дней покажет, по какому пути пойдут события.
В любом случае, здесь есть несколько неприятных моментов. Во-первых, понятно, что с коронавирусом и связанной с ним чрезвычайщиной мы в обозримом будущем не расстанемся. Вакцинация помогает существенно снизить вероятность летального исхода, но она не может предотвратить заражение. В последнюю неделю в ряде европейских стран и американских штатов снова обострилась эпидемиологическая ситуация. В общем, здравствуйте, новые локдауны!
Во-вторых, достаточно легко списать «Омикрон» на происки империализма. Настораживает, что сложившаяся на мировом рынке нефти ситуация сильно напоминает конец 2018 г. Тогда цены на нефть тоже превысили $86 за баррель в начале октября, после чего их в течение трех с небольших месяцев уронили почти на 40%, до немногим более $52 в конце декабря. Причем произошел этот непрерывный обвал без каких-либо очень веских причин. Биржевые котировки просто повалились вниз, не реагируя ни на какие повышательные факторы.
Интересно, что и в этом году на пике нефть также дошла до более $86 за баррель, и произошло это в октябре. Кстати, в «черную пятницу» 26 ноября ничего не упало так сильно, как нефть и нефтепродукты. Прочие товары и биржевые индексы понизились только на 3-5%.
Но наличие некоего «тайного заговора» - это еще не самый худший вариант! Гораздо паршивее, если ничего подобного нет, просто в борьбе человечества с вирусом побеждает вирус, и медики пока что так и не нашли способа эффективно лечить эту заразу и прекратить ее распространение. В этом случае QR-коды и локдауны – просто жесты отчаяния, когда делать что-то надо, а результатов нет.
В-третьих, если угроза «Омикрона» реальна, то мировую экономику ждет в самом ближайшем будущем развилка между двумя крайне хреновыми дорожками. В соответствии с первым возможным вариантом, на который прямо намекнула паника на рынке нефти, правительства вновь объявляют локдауны и сажают население на карантин. Причем финансовые и прочие резервы уже были исчерпаны в 2020 г., а новых нет. Это означает – новый провал в экономике, падение спроса и цен, окончательная ликвидация целых секторов сферы услуг. Мертвая пустыня, одним словом. И мертвые с косами… то есть, в медицинских масках стоят…
Второй вариант ничуть не лучше. Он заключается в том, что если денег тупо нет, их надо нарисовать и раздать. То есть, повторение 2020 г. с разбрасыванием с вертолета компенсаций и пособий, созданием искусственного спроса. А в комплекте – еще более лютый дефицит рабочей силы, чреватый окончательным распадом мировой транспортной системы вплоть до самой последней мили. И, само собой, новый скачок инфляции, которая радостно потечет через границы к нам, оборачиваясь разрушительной стагфляцией.
Да, сразу же следует оговориться, что эти угрозы еще могут не оправдаться. Если панику с «Омикроном» не станут раскручивать, ситуация более-менее нормализуется, хотя вопрос о выборе между кризисной дефляцией и гиперинфляцией по-прежнему останется стоять на повестке дня. Просто все может произойти не в такой острой форме.
Что же, если нормальность в итоге победит, то на первый план выйдут уже другие, более локальные проблемы. Для мирового рынка стали самой горячей точкой на прошлой неделе стала Турция, где обвалился курс национальной валюты. С начала ноября лира подешевела более чем на 25% по отношению к доллару.
Вообще, пример Турции показывает, что в условиях инфляции и при наличии «мягкой» валюты, не имеющей «золотой» репутации доллара и евро, снижать процентные ставки и вбрасывать деньги в экономику – не самая лучшая затея. Особенно, если платежный и внешнеторговый баланс сильно и хронически отрицательный.
Как будут выпутываться турецкие власти из создавшегося положения, сложно сказать. Но национальный рынок стали просел всерьез и достаточно надолго. Скорее всего, несмотря на падение валютного курса и резкое сужение внутреннего спроса турецкие компании все-таки не станут заваливать мировой рынок стальной продукции по бросовым ценам. Затраты на металлолом, природный газ и электроэнергию у них высокие, причем сырье и энергоносители, в основном, импортные. Однако в качестве покупателя заготовки и горячекатаного проката Турция, похоже, сильно потеряла в привлекательности, а это не хорошо для российских экспортеров.
На другую сторону весов можно, впрочем, положить Китай. Правительство КНР, по-видимому, спохватилось и решило немного подкормить свежими кредитами строительный сектор. В основном, нормализовалась ситуация с обеспечением электроэнергией. При этом ограничения на производство чугуна и стали остаются в силе. Соотношение между предложением и спросом несколько улучшилось, так что в Китае пошли вверх цены на прокат и железную руду.
Конечно, Китай в обозримом будущем вряд ли возобновит импорт заготовки, но экспортные котировки на катанку и горячекатаный прокат, возможно, перестанут падать. По крайней мере, предложения для Вьетнама возросли от $770-780 за т CFR до около $800. Посмотрим, получит ли эта тенденция продолжение.
На российском рынке между тем тенденции противоположные. Стальная продукция дешевеет, и это хорошо, потому что в ходе подъема в октябре и начале ноября цены, пожалуй, вышли на слишком большие высоты. Скорее всего, постепенное понижение продолжится и в декабре. Однако прогнозировать что-либо более продолжительные сроки сейчас сложно.
За рубежом могут развиться новые процессы, от которых, не исключено, надо будет отгораживаться, насколько это возможно. В 2020-2021 гг. решить эту задачу не удалось, но надо же, в конце концов, учиться хотя бы на собственных ошибках! Причем инфляционный сценарий для нас хуже и опаснее просто кризисного.
Зима будет трудной, это уже очевидно. Значит, надо сохранять здоровье и бодрость и верить в себя.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями можно будет на выставках и конференциях, которые пройдут в 2022 г.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.