Трудно первые N лет. Российский и мировой рынок стали: 19-26 февраля 2023 г.

Трудно первые N лет. Российский и мировой рынок стали: 19-26 февраля 2023 г.
Прошел год с тех пор, как для многих граждан России и других стран время разделилось на «до» и «после» Может быть, произошедшие с тех пор перемены еще не до конца осознаны и приняты, но они уже стали необратимыми.

В то же время, будущее пока остается неопределенным. Мир застыл в протяженной точке бифуркации и, возможно, будет находиться в ней еще долго. Все стороны конфликта недостаточно сильны, чтобы навязать свое будущее противнику, но обладают достаточной силой, чтобы успешно сопротивляться чужим планам.

Почти год тому назад на страницах этого веб-сайта была проведена оценка создавшейся ситуации в политико-экономическом, стратегическом, оперативном и тактическом измерениях. Пришло время снова провести такой анализ и взглянуть на ближайшие, а возможно, и на более отдаленные перспективы.

Итак, политическая обстановка приемлемая. Прошлогоднее наступление противника остановлено, хотя контрудара пока не последовало, остаемся на занятых ранее оборонительных рубежах. Определилась четкая группа недружественных стран в составе США и их сателлитов. За последний год ее численность не изменилась.

Эта группа неоднородна. Ряд государств сохранили взаимовыгодные экономические связи с Россией, а большинство западных компаний так или иначе продолжают взаимодействие с российскими клиентами. В то же время, экспорт российских товаров в недружественные страны крайне затруднен, а по многим позициям полностью прекращен. Новые санкции продолжают вводиться, а их режим ужесточается. Только что принятый "десятый пакет", согласно заявлениям европейских представителей, блокировал почти половину экспорта из стран ЕС в Россию.

Прослеживается стремление Запада усилить направленную против России торговую блокаду. В частности, США ввели 200%-ную пошлину на российский алюминий и алюминиевую продукцию. Причем этот режим распространяется на любые товары, в которых есть хоть какая-то часть алюминия, произведенного в России. Такие же меры будут действовать с 2024 г. в Европе в отношении российской стальной продукции. Кроме того, провозглашено усиление борьбы с теми западными компаниями, которые пытаются обойти санкции.

Очевидно, в ближайшие месяцы российской экономике предстоит выдержать еще одно наступление противника на этом фронте. Правда, не факт, что дело дойдет до полного разрыва всех деловых связей с западными странами. В рядах противника у нас есть достаточно мощная «пятая колонна», саботирующая планы наиболее оголтелых «ястребов».

Еще одно противостояние проходит через незападный мир. Китай, Индия, Бразилия, Турция, Саудовская Аравия, прочие новые рыночные, развивающиеся и вполне развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки в целом сохраняют дружественный нейтралитет по отношению к России.

В некоторых случаях они могут прогибаться под западным давлением, даже вопреки собственным интересам. Так, например, Бангладеш недавно ввел санкции против 69 российских морских судов, хотя это нанесло ущерб строительству атомной электростанции, которое ведет в этой стране Росатом. Не решена в общем виде проблема международных расчетов, что препятствует внешним операциям российских компаний. Тем не менее, найдено много успешных частных решений. Так, российские металлургические компании в последнее время больше не жалуются на нехватку внешних заказов.

На этом фронте Запад может получить ряд ударов неимоверной силы. Прежде всего, это перспектива ограничения использования долларов и евро в международном бизнесе. Данный шаг может быть увязан с расширением группы БРИКС до 10-15, а то и более стран. Правда, для этого необходимо будет преодолеть ряд проблем. Главная из них заключается в том, что незападные страны пока не в состоянии заменить друг другу США и Европу в качестве рынков сбыта. Конечно, западники своей безответственной финансово-экономической политикой сами рубят сук, на котором сидят. Но сук, зараза, толстый, и хватит его, по-видимому, еще надолго.

Таким образом, на политико-экономическом направлении уделом России пока остается стратегическая оборона. Вскоре предстоит держать новые удары противника, а тем временем глубоко в тылу с помощью союзников терпеливо выстраивать новый мир, в котором всем захочется жить и работать.

Со стратегией обе стороны конфликта вполне определились. И это стратегия измора. Она осуществляется и в военном аспекте, и в экономическом. Ее преимуществом является минимизация человеческих и других потерь, но зато теряется иной невосполнимый ресурс – время. В отсутствии значимых и очевидных успехов накапливается усталость. Потенциальные союзники продолжают осторожную политику, хотя она однозначно незападная, а качественные изменения в мировой политике понемногу накапливаются. Впрочем, судя по истеричной реакции недружественных стран даже на постепенное изменение обстановки на фронте, более резкие действия могут привести вообще к чему-то совсем неадекватному. Лучше уж варить лягушку медленнее, тем более, что и у западников нарастают усталость и разочарование.

С одной стороны, Европе очень повезло с рекордно теплой зимой 2022/2023 гг. Потребление природного газа и других энергоносителей упало. Так, в ЕС с августа по январь было использовано на 19% меньше газа, чем в среднем в тот же период за предыдущие пять лет. В результате цены снизились, пошли на спад инфляционные процессы. Сейчас западная экономика выглядит гораздо лучше, чем в конце прошлого года.

Но у западников остаются риски. В частности, эту зиму им помогла выдержать не только погода, но и падение спроса на сжиженный природный газ со стороны Китая и других стран Азии. Однако китайская экономика восстанавливается после прошлогодних локдаунов. Цены на стальную продукцию в КНР преодолели спад первой половины февраля и уверенно пошли на повышение. Китай может нарастить спрос на газ и нефть, что снова поднимет стоимость энергоресурсов. Особенно, если погода перестанет дарить европейцам подарки. Поэтому производители алюминия, удобрений, химической продукции в ЕС пока не спешат возвращать в строй остановленные ранее мощности.

С другой стороны, ставка западных стран на развал российской экономики под ударами санкций тоже не сыграла. По данным Росстата, спад ВВП России в 2022 г. составил 2,1% - неприятно, но не смертельно. На 2023 г. разные специалисты дают разные прогнозы, но они, по большей части, варьируются от небольшого спада до незначительного роста.

В принципе, стратегия избрана перспективная. Несмотря на резко возросшие военные расходы российская экономика продолжает развиваться за счет государственных и частных инвестиций в приоритетных отраслях, импортозамещения и экспорта в дружественные страны. В стране обнаружился просто непочатый край работы. Необходимо срочно реализовывать массу инфраструктурных проектов, в частности, для переориентации экспорта на новые рынки. Требуется создавать множество импортозамещающих производств во многих отраслях. Для экономики в целом все это может стать источником устойчивого роста на годы и годы вперед.

Однако любая стратегия требует четкой реализации на оперативном уровне. Здесь есть и достижения, и неудачи. Правительство в целом выстроило систему поддержки бизнеса на важнейших направлениях. Многие предприниматели отмечают, что для них расширились степени свободы в плане реализации новых идей. Бизнес взял на себя задачу организации параллельного импорта и экспорта и в целом ее решил.

Тем не менее, некоторые важные направления провалены. В частности, правительство только в феврале 2023 г., почти через год после начала санкций, озаботилось созданием российских ценовых индикаторов для нефти. До этого стоимость российской нефти для налогово-учетных целей определялась на основании котировок Argus и Platts, которые показывали сильно заниженные уровни. По этой причине произошло резкое падение нефтегазовых доходов бюджета в январе 2023 г.

Стратегия концентрации усилий на важнейших направлениях, которая успешно реализуется российским правительством, дает хорошие результаты, которые, очевидно, начнут зримо проявляться в 2024-2025 гг. Но для среднего и средне-крупного бизнеса, не связанного с оборонкой и другими приоритетными отраслями, ситуация в целом ухудшается. Для этой прослойки важен, в первую очередь, критерий выгоды, а ее как раз и нет.

Курс рубля на протяжении последнего года демонстрировал сильную волатильность. Это способствует валютным спекуляциям, приводит к выведению средств из реальной экономики и препятствует инвестициям из-за создаваемой неопределенности. В последнее время этот фактор оказывает мощное воздействие на российский рынок стальной продукции.

Прошедшая «короткая» рабочая неделя ознаменовалась резким скачком цен на арматуру и непокрытый листовой прокат на споте. Дистрибьюторы взвинчивают котировки в прайс-листах, опасаясь подорожания стальной продукции на первичном рынке вследствие ускорения инфляционных процессов, падения рубля и роста за рубежом.

В Турции скоро начинаются восстановительные работы после землетрясения. Это приведет к расширению спроса на стальную продукцию. Стоимость металлолома и арматуры на местном рынке уже поднимается. Соответственно, растут экспортные котировки на российскую продукцию – заготовку и горячекатаный прокат. Кроме того, в Азии дорожает китайский металл, а европейские компании не отказались от идеи подъема базовых котировок на горячекатаный прокат до 800-820 евро за т EXW.

Президент может прогнозировать снижение инфляции до 4-5% уже в этом году. Но без стабильного рубля эта цель недостижима. А заявления Совета Федерации о том, что России хватит денег и на СВО, и на социалку, и на широкомасштабные планы экономического строительства, вызывают сомнения. Может, в конечном итоге и хватит, но бизнес, например, в этом не совсем уверен.

На тактическом уровне деятельность российских властей трудно оценить положительно. Многие решения, пусть и правильные, принимаются внезапно и без должного информационного обеспечения. Одна только частичная мобилизация, проведенная в сентябре-октябре прошлого года, еще долго будет аукаться строительному сектору, где сильно просел спрос на жилье. Пока он демонстрирует высокие показатели, но внутри него зреют негативные процессы, которые проявятся только через несколько месяцев. Точно так же неожиданное объявление о сборе до 300 млрд. руб. с ненефтегазового частного бизнеса может принести больше проблем, чем тех денег.

Впрочем, с другой стороны, не все так плохо. Многие решения по поддержке различных отраслей, например, та же промышленная ипотека, вполне удачны и могут принести немалую пользу. На ряде направлений достигнут очевидный прогресс, и это не только оборонка. В целом долгосрочная стратегия производит впечатление умной и эффективной, основные промахи наблюдаются, скорее, на тактическом уровне.

В любом случае, времени на исправление ошибок впереди еще много. Позади только первый год конфликта. И весьма вероятно, что наступивший второй год окажется далеко не последним. Только форма, возможно, будет меняться.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Приглашаем всех принять участие в деловых мероприятиях, запланированных на 2023 г. Москва 16-17 марта в 18-й раз примет международную конференцию "Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 661

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter