Применение российского алюминия при производстве вездеходной техники
Для уверенного передвижения по снежной целине и болотам вездеход «Пластун» оснащен тяговитым двигателем, широкими гусеницами и мощной электролебедкой. Чтобы трехтонная машина лучше справлялась с бездорожьем, не боялась морозов и плавала как полярная гагара, разработчики широко использовали в ее конструкции алюминий.
Снегоболотоход «Пластун» представляет собой универсальную транспортную платформу, которая предназначена для перевозки людей, грузов и специального оборудования по грунтам с низкой несущей способностью и открытым водоемам. Эту машину впервые показали на российском рынке менее года назад: в июле 2022 года она прошла сертификацию, и ее начали демонстрировать на разных выставках. Например, на 22-й международной выставке «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса» (НЕФТЕГАЗ-2023) в павильоне ЦВК «Экспоцентр» вездеходу был отведен отдельный стенд.
«Алюминий мы используем широко, – рассказывает гендиректор компании «РУССКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ ПЛАСТУН» Ерик Сагымбаев. – Весь корпус снегоболотохода сделан из этого металла – и верхняя, и нижняя части. Кроме того, алюминиевые пол, внутренние панели салона и опорные катки. В целом, в конструкции вездехода около 600 кг алюминия».
Для вездехода, который в зависимости от комплектации и размеров весит от 2,5 до 3 тонн, это примерно пятая часть веса. В конструкции машины используется алюминий марок АМг3 и АМг5. Где ответственный элемент – там «пятерка», более декоративный элемент, где нет больших нагрузок, типа палубы, там «тройка». Конечно, несущие силовые элементы, например, рама – все сделаны из разных видов стали. Но в остальном алюминий применяется максимально, где только возможно.
«Алюминий – недешевый, но безальтернативный материал, – поясняет Ерик Сагымбаев. – Безальтернативный он в том случае, когда нужно использовать что-то более прочное, чем пластик. При этом пластик ненамного легче алюминия. А по прочности алюминий все равно его превосходит. Понятно, что алюминий – это стойкость к коррозии, прочность, низкий вес. Поэтому все, что можно сделать из алюминия, мы делаем из этого металла».
Алюминий хорошо обрабатывается, при мелких сериях есть возможность его гнуть и сваривать. В случае же с пластиком не обойтись без пресс-форм, применение которых экономически оправдано, когда речь идет о больших объемах производства – сотнях и даже тысячах единиц продукции. На малых же сериях удобнее работать с металлом.
Алюминиевые детали гусеничной машины соединяются сваркой, тем самым получаются прочные неразъемные и герметичные соединения. Например, корпус полностью герметичный, что позволяет вездеходу преодолевать водные преграды. Помимо сварки применяется гиб. Диски опорных катков штампуются, а затем свариваются между собой. А вот клепку при создании машины практически не используют – только для соединения алюминиевых элементов со сталью. Избежать образования гальванической пары помогают герметики и метизы с полимерным и эпоксидным покрытием.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.