В ГД РФ обсудили приоритеты технологического развития и регулирования нефтегазохимической отрасли

В ГД РФ обсудили приоритеты технологического развития и регулирования нефтегазохимической отрасли

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что сегодня мир находится в активной фазе очередного энергоперехода, и нефть, газ, уголь как первичные энергоресурсы, становятся не только и не столько топливом, сколько сырьем для производства продукции высоких переделов. Россия обладает крупнейшими в мире запасами газа, одними из крупнейших – нефти, и для их эффективной монетизации должна занять достойное место на мировом рынке нефтегазохимии.

«Место страны в мировой экономике во многом определяется наличием собственных высоких технологий. Нам необходимо скорейшее достижение технологического суверенитета, в том числе, в части нефтегазохимии. Темпы развития отрасли на сегодня недостаточны с точки зрения требований времени. Если среднемировые темпы роста отрасли составляют 7%, то российские – около 5. Если в странах- лидерах рынка, на один доллар добычи нефти приходится до 10 долларов добавленной стоимости, то у нас – около 2. Мы идём по пути кластерного развития, стремясь повысить его темпы, приняты и выполняются государственные и отраслевые программы, но время ставит более сложные задачи. Сегодня нам необходимо наметить новые, дополнительные меры стимулирования отрасли, в том числе, со стороны спроса на ее продукцию, достижения технологического суверенитета», подчеркнул Павел Завальный.

В последние полтора года ситуация с развитием отрасли значительно осложнилась. Санкции Европейского союза и США с одной стороны, перекрыли доступ к технологиям и оборудованию, а с другой – ввели ограничения на российский экспорт. Отрасль столкнулась с нарушением долгосрочных соглашений; с российскими компаниями отказались работать иностранные лицензиары и инжиниринговые подрядчики, были введены запреты на поставку оборудования. В рамках санкционных ограничений с июля 2022 года начал действовать запрет на экспорт широкого ассортимента химпродукции.

Компаниям химической отрасли необходимо не только выстоять, но и научиться эффективно работать в новых условиях. Необходимо выйти на новый уровень конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии, при котором отечественные предприятия будут иметь долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках благодаря созданию новых эффективных мощностей, и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на базе наилучших доступных технологий.

Председатель Думы Ставропольского края Николай Великдань заявил, что Ставрополье является не только житницей и здравницей стран, но и серьезным промышленным регионом. Нефтехимическая промышленность выступает одним из локомотивов экономики края на протяжении десятилетий. От развития промышленного сектора во многом зависит устойчивость развития каждого субъекта Федерации. Поэтому Дума Ставропольского края по инициативе губернатора региона Владимира Владимирова приняла закон, направленный на стимулирование инвестиций в промышленность, в том числе, через предоставление налоговых льгот. Компании уже используют эти возможности, нефтехимический сектор показал рост порядка 1,8% в год, в 2022г. Объем инвестиций в отрасль составил 286 млрд. руб.

Безусловно, для более эффективной поддержки нефтехимической отрасли нужно объединение усилий региональной и федеральной власти, что делает проводимое Комитетом Государственной Думы по энергетике очень актуальным.

Заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Василий Глушаков рассказал о развитии нефтехимического сектора региона. Его доля в обрабатывающей промышленности региона составляет 36%, в налогах, поступающих в краевой бюджет – 30%. Рост объемов производства в последние годы в среднем составляет порядка 7% в год. Ряд отраслевых проектов, реализующихся на Ставрополье, входит в список прорывных проектов страны.

Заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Владимир Иванов доложил о развитии отрасли и работе, ведущейся министерством. Нефтегазохимический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, является одним из ключевых драйверов промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, оказываемого, в первую очередь, на потребляющие отрасли.

В числе важнейших задач: стимулирование инвестиционной деятельности производителей российской продукции с целью создания новых производственных мощностей, модернизация действующих нефтегазохимических мощностей для увеличения доли использования углеводородного сырья в качестве сырья в нефтехимии, снижение влияния инфраструктурных ограничений, повышение эффективности регулирования отношений в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и градостроительной деятельности, а также предоставление налоговых и (или) таможенных льгот для запуска масштабной инвестиционной программы на территории Российской Федерации.

Дальнейшее развитие нефтегазохимии ориентируется на кластерный подход к размещению нефтегазохимических мощностей. Так, в стратегических документах выделяют 7 кластеров, 3 из которых (Северо-Западный, Дальневосточный и Арктический) являются перспективными – в настоящее время опорные предприятия данных кластеров не построены. Ядро кластера – предприятия с крупными пиролизными мощностями, которые будут поставлять нефтехимическое сырье для производства пластмасс, каучуков и продуктов органического синтеза, их переработки в полуфабрикаты и конечные изделия для потребительского рынка.

Также необходимо стимулирование внутреннего спроса на продукцию нефтегазохимии, особенно в таких отраслях как строительство, ЖКХ и автомобилестроение.

Согласно ожиданиям Долгосрочной стратегии химии и нефтегазохимии, в перспективе до 2030 года наибольшие темпы роста спроса на пластмассы в России продемонстрируют строительство, включая дорожное, ЖКХ, автомобилестроение и пищевая промышленность. В частности, предполагается, что полимерные трубы будут вытеснять металлические, что позволит достичь уровня их потребления в развитых странах.

Государственная поддержка комплекса является ключевым инструментом, который позволит реализовать его потенциал и достигнуть целей, предусмотренных в документах стратегического планирования в сфере топливно-энергетического комплекса. Нефтегазохимические производства уже сейчас могут использовать значительное число мер государственной поддержки.

Решение задач государственной политики в НГХ-комплексе должно быть реализовано путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов.

Член Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Станкевич, отвечающий в Комитете за тематику нефтегазохимии, отметил, что российская нефтегазохимическая индустрия демонстрирует устойчивость, несмотря на лавину санкций и прочих нерыночных ограничений. Продукция отрасли имеет высокий спрос для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и экспорта в дружественные страны с учетом новых логистических маршрутов, включая Северный морской путь.

«Основная часть срочных оперативных задач по снижению рисков на сегодняшний день отраслью решена. Это, несомненно, является тактической победой, хотя сделать предстоит еще очень и очень многое. Внедрение отечественных технологий и оборудования на новых проектах существенно увеличит отраслевые мощности. На горизонте десяти - пятнадцати лет нефтегазохимия будет расти темпами не менее 4-5 процентов в год, и концентрироваться на внутреннем рынке», отметил Станкевич.

Выступая на «круглом столе», депутат отметил, что сегодня российский нефтегазохимический комплекс производит в основном крупнотоннажную химическую и нефтехимическую продукцию с невысокой добавленной стоимостью. В результате доля нефтегазохимии в ВВП страны находится на уровне 1,5%.

В Китае, Индии, ряде других стран за счет выпуска высокотехнологичной химической продукции этот показатель значительно выше.

Основу проактивной позиции государства для увеличения доли нефтегазохимического комплекса в ВВП должны составить комплексные меры стимулирования как самих производств, так и внутреннего спроса.

Увеличение выпуска нефтегазохимии позволит удовлетворить масштабные возрастающие потребности многих отраслей российской экономики: авиации, судостроения, медицины, строительства и ЖКХ, транспорта, связи, сельского хозяйства и др.

В ходе заседания круглого стола компаниями отрасли предложено обратить особое внимание на вопросы государственного стимулирования логистических и инфраструктурных решений для целей оперативной переориентации на новые рынки сбыта, а также проработать механизмы стимулирования внутреннего спроса – развития кооперационных цепочек и производителей продукции углубленных переделов, а также обеспечения стабильности налогового режима.

Депутаты Государственной Думы, представляющие в парламенте Ставрополье: Председатель Счетной комиссии Государственной Думы Раиса Кармазина, представляющая в Госдуме Ставрополье и Член Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ, депутат Елена Бондаренко, обратили внимание участников мероприятия на тот мультипликативный эффект, который дает региону развитие нефтегазохимического сектора промышленности. Это не только налоги в бюджет края и инвестиции в экономику, не только рабочие места, но и прямой вклад в социальную инфраструктуру территорий, рост спроса на качественное образование, возможности для молодежи найти себя в родном регионе.

По итогам круглого стола Комитет Государственной Думы по энергетике будет рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Предусмотреть развитие внутреннего спроса на нефтехимическую продукцию за счет формирования кластеров на базе производств, продукция которых в настоящее время преимущественно направляется на экспорт (в том числе акрилонитрила и винилацетата).

2. Предусмотреть разработку механизмов стимулирования развития Арктического и Дальневосточного нефтегазохимических кластеров, включая создание мощностей по переработке природного газа.

3. Предусмотреть меры стимулирования внутреннего спроса на нефтехимическую продукцию путем внедрения новых стандартов проектирования и строительства.

4. Рассмотреть возможность поддержки экспорта нефтехимической продукции в интересах российских производителей с помощью инструментов таможенно-тарифного регулирования, предоставления экспортных кредитов, а также предложений по соответствующей донастройке налогового режима.

5. Обеспечить неухудшение:

- условий хозяйствования предприятий отрасли, в том числе в части снижения административной нагрузки (включая свободный морской экспорт грузов, относящихся к продукции нефтегазового комплекса), совершенствования контрольно-надзорных процедур;

- действующего налогового режима (в том числе в части продления предельного срока инвестиционного налогового вычета из налога на прибыль организаций).

6. Проработать вопрос обеспечения необходимой инфраструктурой планируемых к реализации проектов в области нефтегазохимии.

7. Продолжить работу по совершенствованию технического регулирования и актуализации требований в области градостроительной деятельности в целях устранения имеющихся барьеров увеличения внутреннего спроса на НГХ-продукцию.

Также в рекомендации комитета войдут предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 39

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter