Транспортный комплекс , ГТЛК | 30 августа 2023 г. | 17:25

Обзор транспортного комплекса России по итогам 1 полугодия 2023 года

Обзор транспортного комплекса России по итогам 1 полугодия 2023 года

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз по динамике их развития.

Авиация

Пассажирские перевозки в России в 1 полугодии 2023 года уверенно встали на крыло – отрасль показывает рост, начиная с февраля. При этом внутренние авиаперевозки росли меньшими темпами, чем международные, и достигли 37,5 млн человек, что чуть ниже рекордных объемов по итогам 6 месяцев 2021 года.

Всего по итогам полугодия было перевезено свыше 47 млн человек, что на 18% превышает показатели аналогичного периода 2022 года и на 8% - 2021 года, при этом в сравнении с «доковидным» 2019 годом динамика отрицательная (-17,5%).

Продолжается тренд на усиление роли местных авиахабов – растет число прямых рейсов из крупных региональных аэропортов на популярные российские, ближневосточные и азиатские курорты.

На фоне действующих санкционных ограничений доля российских авиакомпаний в международных авиаперевозках в РФ снизилась с 42,5% в 2019 году до 21,3% по итогам минувших шести месяцев.

Доля отечественных самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, выросла на 4% в сравнении с 1 полугодием 2019 года.

По оптимистичным прогнозам, по итогам текущего года международные перевозки вырастут на 26% - до 22 млн человек, а внутренние – превысят 85 млн человек (+9,5%). Таким образом общий пассажиропоток составит более 107 млн чел (динамика год к году +12,5%), что выше целевых значений Минтранса России.

Железнодорожный транспорт

Погрузка на сети РЖД в 1 полугодии 2023 года растет 5 месяцев подряд, динамика составила 0,7% (до 619 млн тонн) к показателю 6 месяцев 2022 года в основном за счет зерна, угля, строительных грузов. С мая прирост показателя начал замедляться. Пропускной и провозной способностей железнодорожной инфраструктуры недостаточно для наращивания объемов грузов, а летние ремонтные работы на путях и рост пассажирских перевозок усиливают давление ограничивающих факторов.

Новости по теме
09 января 2025 г. ГТЛК подвела итоги 2024 года

Продолжается перераспределение экспортных поставок вследствие дифференцированного внешнего давления грузы показывают разнонаправленную динамику (например, растет погрузка угля и зерна при падении погрузки леса).

Ставки аренды в 1 полугодии показывают устойчивый рост в основных сегментах подвижного состава, при этом отрицательная динамика наблюдается в сегменте лесовозных платформ в силу сокращения перевозок и профицита парка.

По итогам года эксперты прогнозируют умеренный рост объема погрузки на сети РЖД – на 1,6%.

Что касается подвижного состава, объем выпуска вагонов увеличился на 15% - до 28,2 тыс. ед., при этом производство полувагонов снизилось на 29%, а платформ – на 25% относительно первого полугодия 2022 года, что связано с высокой загрузкой заводов оборонными заказами. Дефицит наблюдается в сегментах полувагонов, цистерн и хопперов, зафиксированы рекордные закупки зерновозов и рост спроса на крытые вагоны. По итогам года ожидается увеличение объема закупок вагонов на 20% - до 56,6 тыс. ед., высокие цены на подвижной состав будут нивелированы растущими арендными ставками. Таким образом парк вагонов в РФ вырастет на 2,8% год к году и превысит 1,3 млн ед.

Водный транспорт

В 1 полугодии 2023 года объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в РФ снизился по отношению к аналогичному периоду 2022 года на 7% (до 35,7 млн тонн) на фоне сокращения транспортировки строительных грузов, в то время, как перевозки грузов морскими судами увеличились на 40% (до 16,7 млн тонн).

Пассажирские перевозки показывают положительную динамику – по внутренним водным путям увеличились на 15% (до 3,6 млн человек), а морским транспортом – на 21% (до 1,8 млн человек).

Грузооборот морских портов РФ в 1 полугодии вырос на 10,5% за счет перевалки сухих грузов (зерна, удобрений, угля). За счет активного развития коридора «Север – Юг» и лимитирующего фактора «узких мест» Восточного полигона лучшую динамику перевалки показали Каспийский и Азово-Черноморский бассейны.

Во втором квартале 2023 года достигнуты пиковые за последние годы значения по объему перевозки грузов морским транспортом и по грузообороту российских морских портов за счет роста экспорта сырьевых товаров и переориентации логистики. Способствуют экспорту высокие цены на сырье и ослабление курса рубля. В 3-4 квартале 2023 года ожидается замедление динамики роста морских грузовых перевозок, но итоговый годовой объем будет выше показателей предыдущих лет. По оценке Росморречфлота, в 2023 году грузооборот российских морских портов вырастет на 7-8%.

На речном грузовом и пассажирском транспорте по итогам года также ожидается положительная динамика (2% и 10%, соответственно).

Что касается строительства флота, в настоящий момент темпы списания морских судов почти вдвое опережают темпы строительства. На фоне усложнения фрахтования иностранных судов из-за санкций особое значение приобретает строительство нового российского флота. В рамках инвестпроекта ГТЛК с использованием средств ФНБ в ближайшую пятилетку будет построено свыше 100 судов класса «река-море» и «море». Кроме того, инвестпроект будет способствовать и обновлению флота внутреннего водного транспорта, которому требуется существенная модернизация в сегментах сухогрузов, барж и буксиров.

Автотранспорт

Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам 1 полугодия 2023 года увеличились на 7,7% и 2,4%, соответственно.

Продажи грузовых автомобилей выросли на 66% год к году благодаря обновлению парков крупных строительных компаний и перевозчиков за счет китайской техники. Продажи автобусов тоже показали положительную динамику, рост составил 34%.

На повышение спроса в 1 полугодии также повлияли повышение утильсбора на технику с 1 августа 2023 года и государственные программы поддержки обновления пассажирского транспорта, в том числе профильная программа ГТЛК и инвестпроект с использованием средств ФНБ в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В продажах грузовых авто растет для китайской техники: с 15,2% в 1 полугодии 2022 года до 53,5% в 1 полугодии 2023 года. В сегменте самосвалов ее доля выросла до 80%, в сегменте седельных тягачей – до 64%. Продажи российских марок растут небольшими темпами (КАМАЗ +2,7%, ГАЗ +6,8%) относительно динамики китайских марок.

В сегменте городского пассажирского автотранспорта сохраняют лидерство российские марки – ПАЗ, ЛИАЗ, НЕФАЗ (доля ТОП-3 в продажах – 64%), растут продажи автобусов Volgabus (+5%). Китайские производители доминируют в сегменте междугородних и туристических автобусов.

По данным Росстата, за 6 месяцев 2023 года в РФ отмечается рост производства грузовых автомобилей (+5,8%) и автобусов массой свыше 5 тонн (+8,6%).

По итогам 2023 года ожидается увеличение коммерческих продаж грузового автотранспорта на 60%, автобусов – на 40%.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 171

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter