Применение стальных конструкций при создании социальной инфраструктуры набирает популярность
Ряд выступлений в ходе Международной конференции АРСС для заводов металлоконструкций, проектировщиков и подрядчиков, прошедшей недавно в Сочи, был посвящен использованию стальных конструкций при возведении объектов социальной инфраструктуре.
Об уникальных возможностях конструктива социальных объектов на примере школы в Воронеже рассказала представитель проектного института «Гипрокоммундортранс» Алла Лалакина. Образовательный центр «Содружество» рассчитан на 2 860 мест, 110 классов, за что получил название «мегашкола». Строительство центра велось белорусской компанией Стройинжиниринг, отсюда и название «Содружество». Центр расположен на территории в 10 га. Общая площадь помещений – 60 тыс. кв м. Школа была построена за два года. При ее возведении активно использовались большепролетные конструкции, с помощью которых удалось получить уникальные пространства - амфитеатры и атриумы. Современная архитектура учебных зданий подразумевает открытые, многофункциональные, трансформируемые пространства. И современные материалы и конструкции позволили архитекторам реализовать все самые смелые замыслы. К примеру, главное общественное пространство мегашколы – это атриум с амфитеатром на 700 мест. Диаметр атриума составляет 62 м, площадь покрытия - 1500 м кв. При этом проектантам пришлось осуществить поиск решений для сложных задач:
- как избежать столпотворения учеников, преподавателей и персонала на входе в здание?
- как оптимизировать пути перемещения внутри здания?
- как накормить за 2 перемены почти 3000 детей?
- как избежать вспышек инфекционных заболеваний?
Опытом проектирования школы на стальном каркасе в Белгородской области поделился представитель компании «НЖ-ПРОЕКТ» Артем Шарапов. Объект на 1100 мест проектировался в рамках государственного контракта. Проектирование объекта завершено, концепция прошла согласование на архитектурно-градостроительном совете Белгородской области. Проектная документация прошла государственную экспертизу. В настоящее время объект находится на стадии строительства (нулевой цикл).
Для обоснования заказчику применения металлического каркаса были проанализированы характеристики конструктивного решения, цена и срок. Проектируемый объект сложной конфигурации в плане и состоит из 4-х отдельных отсеков, отделенных друг от друга деформационными швами. Конструктивно-расчётная схема каркаса рамная и рамно-связевая. Поперечные рамы образованны колоннами и главными балками (ригелями) перекрытий и покрытия. Отдельные балки перекрытий опираются на стены монолитных лестничных клеток и лифтовых шахт, выполняющих функции ядер жесткости, тем самым повышается общая пространственная жёсткость и устойчивость каркаса. Расчет конструкций произведен на эксплуатационные и атмосферные нагрузки в соответствии с СП 20.13330.2016 "Нагрузки и воздействия" и выполнен методом конечных элементов по программному комплексу Lira. Сечения колонн, главных и второстепенных балок перекрытий и покрытия – прокатные двутавры по ГОСТ Р 57837-2017 (типы Б и Ш – для балок, К – для колонн). Отдельные колонны – из круглых труб. Анализ проводился по фактическим данным специализированных организаций по монолитным работам и организаций по производству и монтажу металлоконструкций. Срок возведения и стоимость здания на каркасе оказались два раза меньше, чем на монолитном. В осуществлении проекта участвовал опытно-экспериментальный завод БелЭнергомаш.
Заместитель начальника дирекции по строительству и реконструкции департамента образования Москвы Станислав Мошковский также поделился опытом применения большепролетных конструкций. По его словам, при строительстве школ чаще всего используются металлокаркасы по причины того, что они позволяют уйти от обилия перегородок. Это особенно актуально в школьных зданиях, где необходимы многофункциональные пространственные места: спортзалы, библиотеки, актовые залы.
Об опыте реализации проекта комплексной застройки с использованием стальных конструкций в условиях Норильска рассказала Вероника Касаджикова, заместитель генерального директора по проектированию и ценообразованию компании ЗапСибГазпром. Наряду с жилыми многоквартирными домами на 879 квартир, на стальном каркасе в Норильске построена школа на 1 100 мест и детский сад на 270 мест.
Конструктивная система зданий – каркасно-связевая. Для металлических конструкций применена высоколегированная сталь повышенной прочности. Основная масса всех монтажных соединений на строительной площадке выполнена на болтах, с минимизацией сварочных работ. Для наиболее эффективного вовлечения в работу сечения, в конструкциях использованы профили двутавра различных типов: колонные, балочные, широкополочные. Металлоемкость жилых домов оставила 7 410 тонн, из них двутавра - 5 450 тонн (74%). Металлоемкость школы: 2 500 тонн, из них двутавра - 1 900 тонн (76%). Металлоемкость детского сада: 520 тонн, из них двутавра - 390 тонн (75%).
Таким образом, даже на примере приведенных кейсов можно констатировать, что применение стальных каркасов при создании социальной инфраструктуры, в данном случае – объектов системы образования, набирает популярность. Эта тема будет активно обсуждаться также в ходе конференции "Стальные конструкции: основные тренды 2024 г.", которая состоится 5 июня в рамках выставки "Металлоконструкции-2024" (Москва, Экспоцентр на Красной Пресне, 4-6 июня т.г.).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.