Объем поставок лома черных металлов составил 14,9 млн т за 10 месяцев 2024 г.
По данным рейтингового агентства «Русмет», в течение 10 месяцев 2024 г. объем поставок лома черных металлов на основные предприятия составил 14,9 млн т.
По итогам десяти месяцев сохраняется отрицательная разница в общем объеме отгрузок на заводы. В 2024 г. относительно 2023 г. объем снизился на 22%, отрицательная динамика — во всех регионах страны.
За одиннадцать месяцев 2024 г. суммарный объем планов основных заводов относительно аналогичного периода прошлого года снизился на 19%. Общее изменение планов крупнейших российских заводов, входящие в топ-10, составило от роста в 8% до спада в 41% на различных предприятиях.
В текущих реалиях снижения общего объема поставок лома перед предприятиями стоит задача повышения эффективности оборачиваемости капитала и снижения транзакционных издержек, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
Цифровизация отрасли лома черных и цветных металлов решает данные задачи за счет перевода закупок в цифровое пространство из оффлайна и автоматизации процессов.
Традиционная отрасль лома уже частично перевела бизнес-процессы в диджитал, ускорив цикл сделки, и рассчитывает экономить от 4 млрд рублей в год благодаря цифровой трансформации и переводу поставок на b2b-платформы, такие как маркетплейс вторсырья Vtorion.
Виктор Ковшевный, директор профильной ассоциации «Руслом.ком» комментирует ситуацию на рынке: «Недозагрузка ломозаготовительных мощностей в 2024 г. превышает 9 млн т. Мощности простаивают. Это происходит из-за сокращения рынков сбыта, как внешнего, так и внутреннего. В текущем году мы соберем не более 19 млн т лома, что гораздо ниже уровня 2021 г., когда заготовили 30 млн т.
Длительные ограничения экспорта лома черных металлов привели к массовому закрытию не только экспортеров, но и небольших компаний, которые в периоды сезонного спада спроса выживали за счет экспортеров. Ранее экспорт лома черных металлов вне стран ЕАЭС составлял 10–15% от общего объема заготовки в стране, находился на уровне 3,2–4,5 млн т в год. Сейчас этот показатель не превышает 1,1 млн т.
Вариант размещения невостребованных объемов лома на b2b-площадке будет неплохим индикатором, который покажет, можно ли вообще развернуть экспортный лом на наши заводы, откликнутся ли на предложение отечественные металлурги, которые выступают за ограничения вывоза лома из-за якобы его дефицита в стране».
Рынок электронных площадок для бизнеса стремительно развивается в сегментах закупок и сырья в российской металлургии. Использование цифровых b2b-платформ для продаж за 2023 г. уже доказало свою эффективность в области сокращения транзакционных издержек на примере крупнейших российских предприятий. В текущем году сделан акцент на еще одно преимущество — эффективное использование оборотного капитала. С учетом удорожания денег и высокой ставки Банка России это стало ключевым фактором для массового перевода бизнеса на платформы электронной коммерции.
В 2022 г. на рынок вышел новый игрок среди b2b-платформ — маркетплейс для торговли ломом Vtorion, который за счет собственных интеграционных решений предоставил участникам рынка механизмы определения цены сырья, быстрый и простой алгоритм взаимодействия между ломовиками и потребителями сырья, систематизацию участников рынка, быстрый поиск поставщиков и сокращение взаиморасчетов.
Также платформа за счет автоматизации позволила быстро получать средства и возвращать их в оборот. Согласно данным Vtorion, сокращение цикла сделки на неделю высвобождает для пользователей 1,2 млн руб с учетом базовой ставки заемных средств в 21% годовых. На текущий момент, по данным маркетплейса вторсырья Vtorion, экономия компаний, совершающих сделки на платформе, составляет более 60 млн руб. в год при обороте 15 млрд руб.
«Несмотря на достаточно высокий уровень цифровизации в металлургии, оцифровка закупок лома металлов заводами пока остается недооцененным механизмом.
Лом является для большинства металлургов более удобным с технологической точки зрения сырьем. И купить его по более привлекательной цене можно на специализированном цифровом сервисе, таком как Vtorion, где проверенные поставщики лома конкурируют за лот по цене и качеству», — отметила Марина Угловская, руководитель рейтингового агентства «Русмет».
Суммарный торговый объем металлолома внутри маркетплейса вторсырья Vtorion составил 11,25 млрд руб. за I–III кварталы 2024 г., что в 2,5 раза больше показателей за аналогичный период прошлого года. Ожидается, что в декабре оборот электронной коммерции ломом превысит 15 млрд руб. в год.
«Рынок лома в России составляет триллион рублей в год. При условии, что металлурги полностью переведут регулярные закупки сырья на маркетплейс, это может высвободить более 4 млрд руб для дальнейшего развития отрасли, — поясняет руководитель маркетплейса вторсырья Vtorion Кирилл Райченко. — Зачастую банки неохотно кредитуют ломозаготовительный бизнес. Кроме того, в стране снижается ломопотребление, и сроки расчетов с предприятиями, ведущими заготовку, растут. В условиях нестабильного рынка ритмичные поставки через Vtorion становятся решением для управления оборотными средствами как для металлургических заводов, так и для продавцов лома».
С 2022 г. клиенты, которые пользуются маркетплейсом, совершили поставки 745 тыс. т лома на общую сумму более 20 млрд руб. В числе клиентов платформы — свыше 350 крупных ломозаготовителей, а также крупнейшие металлурги страны, включая Группу НЛМК.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.