Слон в посудной лавке, порхающий как бабочка. Российский и мировой рынок стали: 23 февраля — 2 марта 2025 г.
Или это гениальный «хитрый план», дымовая завеса, под прикрытием которой делаются какие-то темные дела, или красочное шоу, в котором процесс намного важнее результата.
В итоге все напоминает вихляющий и непредсказуемый полет бабочки. Вот только сама бабочка размером с хорошего слона, а резвится она в достаточно сложных и хрупких структурах мировой экономики, где волюнтаристские вмешательства могут повести за собой непредсказуемые последствия.
Общим местом во всех этих процессах все же можно назвать страсть к введению все новых таможенных пошлин. Вообще-то, это давняя американская традиция. Спор о тарифах, например, был одной из причин Гражданской войны 1861-1865 гг. А в начале ХХ века они представляли собой один из основных источников государственных доходов, так как федеральное американское правительство было слишком слабым и коррумпированным, чтобы иметь возможность взимать нормальные налоги.
В феврале все это очень активно проговаривалось, но вот в марте может наступить время дел. Так, 12 марта должны вступить в силу 25%-ные пошлины на всю стальную продукцию, поступающую в США. Еще раньше под санкции должен попасть импорт из Канады и Мексики. Наконец, дополнительные 10% обещаны для Китая, теперь станет 20%. Так мало-помалу их ставка к середине года дорастет до обещанных 60%.
Вообще антикитайская направленность американских торговых мер становится все более очевидной. Очередная инициатива нацелена на то, чтобы прекратить поступления в США проката, произведенного из стали, выплавленной в Китае. Как заявляют американские законодатели, такие страны как Вьетнам, Мексика или Бразилия приобретают в Китае подкат, перерабатывают его и отправляют готовую продукцию в США. Это сейчас провозглашается недопустимым.
Весь ажиотаж, возникший вокруг редкоземельных металлов, тоже четко направлен против Китая. Еще в декабре НАТО опубликовало список из 12 стратегических материалов, на рынках которых Китай занимает лидирующие позиции. Редкоземы в него входят, причем в их отношении указывается самый высокий уровень риска. Кстати, вместе с ними первую тройку образуют алюминий и графит.
Очень значительный уровень риска проблем с поставками в случае обострения отношений с Китаем признается для бериллия, кобальта, германия, платины, титана и вольфрама. Интересно, что ДР Конго и ЮАР, которые занимают лидирующие позиции в мире на рынках соответственно кобальта и платины, очевидно, не считаются надежными поставщиками, равно как и производители алюминия в странах Персидского залива.
Все 12 стратегических материалов (в их перечень также входят галлий, литий и марганец) применяются в производстве боеприпасов, военной техники, систем наведения, управления и т. д. Причем заменить их, как правило, невозможно. Между тем, от Китая как раз ждут ответной реакции именно в этой области. В январе, когда США объявили о 10%-ных пошлинах на китайские товары, правительство КНР ввело контроль экспорта пяти стратегических металлов (вольфрама, теллура, висмута, индия и молибдена). После этого цены на висмут, где доля Китая на мировом рынке достигает 80%, подскочили в 2-3 раза.
Между тем, китайская черная металлургия находится под сильным давлением. Во второй половине февраля Южная Корея ввела предварительные антидемпинговые пошлины в размере от 27,91 до 38,02% на китайскую толстолистовую сталь, а Вьетнам — на китайский горячекатаный прокат по ставке 27,83% для подавляющего большинства поставщиков.
В начале марта в Южной Корее может начаться новое расследование по китайскому и японскому горячекатаному прокату, а местные компании подали жалобу на китайских производителей оцинкованного и окрашенного проката. Аналогичные претензии в отношении оцинкованной стали китайского и южнокорейского производства высказала вьетнамская металлургическая ассоциация VSA. В общем, между крупнейшими производителями и потребителями стальной продукции в странах Восточной Азии может вспыхнуть настоящая торговая война.
В последнее время в Китае появились слухи о том, что правительство страны может прямо приказать металлургам сократить выплавку стали в текущем году на 50 млн. т по сравнению с прошедшим годом, а в 2026 и 2027 гг. - еще соответственно на 20 млн. и 10 млн. т. Впрочем, если китайский экспорт стали радикально сократится из-за антидемпинга, это произойдет и так, само собой.
По мнению НГО Centre for Research on Energy and Clean Air, все там еще сильнее запущено. Чтобы сократить выбросы углекислого газа, Китаю, по его мнению, надо немедленно закрыть мощности пол выплавке 200 млн. т стали, а еще 150 млн. т — до 2030 г.
Причем, китайские власти реально озабочены этой проблемой. В конце февраля в структуре национальной металлургической ассоциации CISA был создан специальный отдел, задача которого заключается в поддержке и расширении выплавки стали в электродуговых печах в противовес меткомбинатам.
Впрочем, еще в 2023 г. китайские власти постановили, чтобы 2025 г. доля мини-заводов в национальной выплавке стали достигла 15%, а к 2030 г. - более 20%. В 2024 г. на электросталеплавильные предприятия пришлось 10,5% выплавки, а в конце февраля средний уровень загрузки их мощностей немного превышал 16%. На данный момент они недостаточно конкурентоспособные. Кроме того, пока что Китай полностью обеспечивает себя металлоломом при сборах порядка 250 млн. т. Стоит нарастить производство в электропечах, как в стране возникнет дефицит этого сырья.
В принципе, китайские проблемы с производством и экспортом стали могут оказаться выгодными для российских компаний, для которых могут приоткрыться какие-то «окна» на внешних рынках. Точно так же американские стальные пошлины могут спровоцировать рост цен не только в самих США, но и в других странах. Это тоже пойдет в плюс российским компаниям.
Но пока что бурные американские события в реальности и информационном пространстве влияют, по большей части, на курс рубля. Как признает Центральный банк, он сейчас реагирует, в основном, на геополитику. В начале прошлой недели фантомы совместных российско-американских проектов укрепили рубль до самого высокого уровня с августа прошлого года. А затем слова поблекли, замещенные новыми телодвижениями «порхающих слонов», и курс пошел на спад.
На российском рынке стальной продукции пока не происходит существенных изменений. Металлургические компании сокращают выпуск, увеличивают экспорт несмотря ни на какие валютные колебания, надеются на оживление спроса весной и планируют поднимать цены почти на все категории проката. Начали же они с самых проблемных горячекатаных рулонов в надежде, что их подорожание подтянет вверх сварные трубы.
В то же время, на споте никакого повышения не наблюдается. Более того, вероятность улучшения обстановки в ближайшее время выглядит не слишком высокой по причине усиливающихся проблем в экономике. В частности, по данным Росстата, в январе упали темпы роста в обрабатывающей промышленности. Продолжается спад инвестиционной активности, который затрагивает все, что находится вне зоны господдержки.
При этом, инфляция не снижается. Более того, борьба с ней посредством сохранения высокой процентной ставки представляется совершенно бессмысленной. Рост цен прямо вытекает из увеличения затрат. Причем власти сами делают сильные проинфляционные шаги. Так Министерство юстиции в конце февраля зарегистрировало приказы ФАС от 13 декабря 2024 г. об индексации регулируемых оптовых цен на газ с 1 июля 2025 года на 10,3% для всех категорий потребителей, кроме электроэнергетических компаний и ЖКХ, для которых рост составит 21,3%.
Очевидно, это даст сильный толчок инфляции, так что прогнозы ВТБ о возможном снижении ставки во втором полугодии могут не осуществиться. Зато действия металлургов по повышению цен на стальную продукцию без учета текущей рыночной конъюнктуры получают железное обоснование. Металлотрейдерам — приготовиться следовать за ними.
В общем, слоны продолжают порхать посреди посудной лавки. И почему это вдруг что-то дребезжит и рушится?
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях в 2025 г. Очередные конференции состоятся 20-21 марта в Москве, где соберутся участники рынка оцинкованного и окрашенного проката, и 10-11 апреля в Санкт-Петербурге, где в 11-й раз пройдет Международная конференция "Нержавеющая сталь и российский рынок".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.