Чем гуще тени, тем ярче свет. Российский и мировой рынок стали: 11-18 мая 2025 г.

Чем гуще тени, тем ярче свет. Российский и мировой рынок стали: 11-18 мая 2025 г.
Безусловно, наибольшее внимание в последние дни было приковано к Стамбулу. Который пока что показывает, что до какой-либо нормализации еще далеко. Тем более, что в той же Европе еще достаточно желающих повышать ставки.

Поэтому пока сложно сказать, когда состоится возвращение на российский рынок западных компаний и состоится ли вообще, хотя эта тема в последнее время живо обсуждается, в том числе, и на самом высоком уровне. Впрочем, для усиления своих позиций в переговорах с определенными поставщиками, которые считают себя незаменимыми, это, наверное, полезно.

Европейские политики, охваченные воинственным азартом, между тем, обсуждают совсем другое предложение, договорившись до идеи введения полного эмбарго на торговлю с Россией. Конечно, полностью оборвать взаимовыгодные связи так не получится, но трансакционные и логистические издержки значительно возрастут. Для российских компаний, это будет неприятно, но и деградирующая на глазах европейская экономика получит очередной удар. Хотя как стало ясно еще в 2022 г., выживание собственной экономики не является для Брюсселя приоритетом.

При том, что у Евросоюза пока не отрегулированы отношения со США. А пример недавнего торгового соглашения, заключенного американцами с Британией, показывает, что американцы своего не упустят. Так, они будут беспошлинно ввозить комплектующие для самолетов, в обмен предложив британцам «Боинги» на сумму в $10 млрд. А на британские автомобили вводится квота по «льготной» 10%-ной ставке примерно на уровне обычных объемов поставок.

Для нас это соглашение интересно еще и тем, что американцы отменили стальные тарифы для британских поставщиков стали и алюминия. Это первый такой пример после обнуления всех прежних льгот в феврале текущего года. Впрочем, доля Британии в американском импорте стали невелика — менее 1% в 2024 г. При этом, почти 30% поставок пришлась на нержавеющие полуфабрикаты.

Между тем, в тени Стамбула оказалось весьма интересное мероприятие, прошедшее на прошлой неделе, - встреча президента с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в режиме видеоконференции. В ней принимали также участие министры, прямо на месте дающие ответы на конкретные вопросы и проблемы представителей бизнеса, и даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

Из этой встречи, в частности, вытекает, что никаких изменений в денежно-кредитной политике в обозримом будущем не предусматривается. Центробанку дадут возможность довести свою линию по борьбе с инфляцией посредством высоких процентных ставок до логического конца. Другое дело, что в конце этого туннеля появился слабый свет. И будем надеяться, что это не приближающийся паровоз.

Здесь важны два момента. Во-первых, появились признаки снижения инфляции. По крайней мере, значение скользящего индекса потребительских цен за последние 52 недели постепенно уменьшается, а с середины апреля этот процесс идет непрерывно. Спад по сравнению с максимальной отметкой декабря прошлого года составляет немногим менее 1 п.п. И по крайней мере до конца июня можно рассчитывать на сохранение нужной динамики.

Во-вторых, риск серьезного проседания российской экономики вместо декларируемой «мягкой посадки» полностью осознается в правительстве и даже Центральном банке. Хотя данные Росстата всегда приходят с определенным запозданием, следует надеяться на то, что реальный мониторинг экономической обстановки происходит в более оперативном режиме. Пока по-настоящему серьезных проблем наверху не видят. Но если они возникнут (например, в форме крупных банкротств), реакция будет достаточно быстрая.

Кроме того, раз все смирились с тем, что процентные ставки у нас еще долго будут оставаться на высоком уровне, правительство и крупный бизнес пришли к тому, что развивать инвестиционный процесс можно и нужно без помощи кредитов. Если ранее основным инструментом господдержки инвестиционных проектов выступали льготные займы, что фактически субсидировались государством, то теперь значительное внимание уделяется другим инструментам.

Так, это могут быть налоговые стимулы — федеральные и региональные инвестиционные вычеты, которые предметно обсуждались на видеоконференции, гранты, прямые компенсации по произведенным затратам. Упор делается на использование собственного капитала компаний, а не заемных средств. Также был поставлен вопрос и о привлечении денег непосредственно с рынка с помощью первоначальных публичных предложений акций (IPO).

Здесь, кстати, выявилась одна из хронических «ахиллесовых пят» российской экономики — отставание законодательства от требований реальной жизни, из-за чего в него нужно постоянно вносить правки и все равно не успевать. Однако это, увы, данность, еще похлеще , и это не обсуждается.

Между тем, свои процессы идут и на российском рынке стальной продукции. Обстановка в строительной отрасли показывает признаки стабилизации. Спрос на арматуру, оцинкованную сталь, сварные трубы довольно активный. Правда, на 10-20% меньший в абсолютных значениях, чем в мае прошлого года, но здесь надо учитывать, что в 2024 г. рынок бодро рос до июля, пока не захлебнулся от избытка предложения.

Однако вопрос о балансе спроса и поставок остается очень актуальным. В предыдущие месяцы металлургические компании ограничивали объем производства и старались отправлять излишки на экспорт несмотря на все проблемы с долларовыми ценами и валютным курсом. Сейчас эта стратегия реализуется, прежде всего, применительно к горяче- и холоднокатаному прокату. Эти сегменты рынка выглядят наиболее проблемными с точки зрения видимого потребления, точнее, его отсутствия.

На мировом рынке обстановка немного улучшилась после того, как американские и китайские представители неожиданно для абсолютного большинства наблюдателей договорились о взаимном снижении пошлин. К каким-либо коренным изменениям это не привело. Даже в Китае повышение биржевых котировок на стальную продукцию было довольно скромным. Но, по крайней мере, цены в ближайшее время не станут продолжать падение. Это несколько улучшило позиции российских экспортеров.

Успехи на внешних направлениях, очевидно, стали одной из причин того, что меткомбинаты после повышения цен на листовой прокат по майским контрактам намерены повторить этот шаг в июне. Хотя на споте рост по-прежнему идет очень тяжело. Фактически в условиях крайне низкого спроса поставщики не видят никакого смысла в предоставлении значительных скидок, так как это не окажет существенной помощи с продажами.

В то же время, металлурги отмечают, что цены у них ниже, чем год назад, тогда как затраты за это время увеличились и еще будут расти. Например, с 1 июля на 10-11% будут подняты тарифы на электроэнергию и природный газ. Очередное напоминание о том, что инфляция — процесс самоподдерживающийся, и бороться с ней с помощью одних только ставок просто неэффективно.

Одним словом, ясно, что дела у нас пока темные. Но тем ярче будет на этом фоне любой луч света.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках "Металлоконструкции 2025" и "Металлургия. Литмаш" и конференциях в 2025 г. Приезжайте на 22-23 мая в Екатеринбург, где запланирована конференция "Стальные трубы: производство и региональный сбыт"!

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 499

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter