Г. Греф написал премьеру РФ М. Фрадкову запоздалое письмо
Напомним, что 29 марта 2004 г. глава правительства РФ поручил разобраться в ситуации с растущими ценами на металлопродукцию.
В письме, которое оказалось в распоряжении редакции журнала «Металлоснабжение и сбыт», в частности, сообщается, что, по данным ФАС, цены продукцию черной металлургии за период с декабря 2000 г. по март 2004 г. выросли в 1,8 раза, что на 20% выше, чем в целом по промышленности. Вместе с тем за указанный период цены на потребляемые ресурсы увеличились в большей мере, чем на продукцию черной металлургии. Так, цены на газ выросли в 2,35 раза, тарифы на электроэнергию – в 1,95 раза, тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом – в 2,1 раза, цены на кокс – в 2,1 раза, лом стальной – более чем в 2 раза (по информации ЦНИИЧМ). Кроме того, подчеркивается в письме, динамика цен на российском рынке металлов во многом определяется ситуацией и динамикой цен на мировых рынках, а такжеезависит от установленных таможенных режимов.
За анализируемый период мировые цены на металлопродукцию возросли в 1,9-2,75 раза в зависимости от вида металлопродукции. Особенно резкий рост цен произошел в I квартале 2004 г. ( в 1,4-1,7 раза). Указанные причины привели к опережающему росту цен на продукцию черной металлургии по сравнению с ростом цен в целом по промышленности. В марте 2004 г. цены на готовый прокат по сравнению с декабрем 2003 г. повысились на 12,3%, на трубы стальные – на 23,5% при повышении цен в целом по промышленности на 9,5%.
Вместе с тем, отмечается в письме, цены для отечественных потребителей повысились в меньшей степени, чем на экспортную продукцию. Так, с начала года экспортная цена горячекатаного толстого листа ММК увеличилась на 61% против 26% для внутреннего рынка, экспортная цена горячекатаных рулонов ММК увеличилась на 64% против 21% для внутреннего рынка, цена оцинкованного листа изменилась на 32% и 11% соответственно. При этом, по экспертным оценкам расчетов межотраслевого баланса, доля продукции черной металлургии в затратах на производство и реализацию продукции основных металлопотребителей составила в 2003 г. 13-18% (машиностроение), 10% (капитальное строительство), 1-2% (нефтегазовая промышленность) и 5-8% в целом по промышленности.
В послании подчеркивается, что в настоящее время политика в области ценообразования базируется главным образом на применении договорных рыночных цен. Цены на металлургическую продукцию не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон с учетом спроса и предложения. При этом государство не имеет законодательного права вмешиваться в отношения самостоятельных хозяйствующих субъектов в части ценообразования.
Вместе с тем, цены конечного потребления на многие виды металлопродукции значительно превышают цены производителей в связи с участием в процессе реализации металла торговых домов и трейдеров. Так, по экспертным оценкам расчетов межотраслевого баланса, в 2003 г. торговая наценка на продукцию черной металлургии составила в среднем 17%. В целом по отрасли продукция в ценах конечного потребления превышала выпуск продукции в ценах производителя более чем на 35%. По данным корпорации Чермет, доля посредников при поставках металлопродукции основным потребителям (в 2002 г.) составила: в строительство – 45%; в машиностроение – 55%; производителям труб – 75%. В этой связи авторы письма рекомендуют основным металлопотребителям усилить работу по расширению прямых связей с производителями с целью исключения посредников и сокращения издержек.
Следствием указанного роста цен явилось нарушение межотраслевых материально-вещественых и финансовых пропорций и процессов воспроизводства в отраслях-металлопотребителях.
В письме также обращается внимание на то, что финансовые показатели, которых в последнее время достигли ведущие российские производители металла, во многом обеспечены благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. В этой связи основными механизмами стимулирования повышения эффективности поставок отечественной металлопродукции на внутрироссийский рынок являются механизмы антимонопольной политики, таможенно-тарифные инструменты и регулируемые тарифы на услуги инфраструктурных монополий. В настоящее время в связи с многочисленными обращениями потребителей металла ФАС проводит проверку соответствия антимонопольному законодательству действий Северстали, Уральской стали, ММК, Стальной группы Мечел, НЛМК, НТМК по повышению цен на трубную заготовку. Аналогичная проверка проводится в отношении трубных предприятий.
Однако антимонопольным законодательством на предусмотрено регулирования цен, за исключением случаев, когда осуществляется госконтроль деятельности компаний, злоупотребляющих доминирующим положением на соответствующем товарном рынке. Основные поставщики металлопроката (и каждый в отдельности) не занимают доминирующего положения на данном рынке, поэтому положения закона о конкуренции не могут быть применены в их отношении.
В послании российскому премьеру также сообщается, что Минэкономразвития обратилось в ФАС с просьбой рассмотреть вопрос о резком повышении цен на листовой прокат в рамках антимонопольного законодательства.
Кроме того, Минэкономразвития предусматривает в 2004 г. проведение двусторонних консультаций с целью определения целесообразности изменения квоты на ввоз в РФ труб большого диаметра из Украины.
Также в письме говорится, что в ближайшее время может быть рассмотрен вопрос о целесообразности корректировки (снижения или отмены) импортных пошлин на отдельные дефицитные виды металлопродукции для усиления конкуренции на внутреннем рынке.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.