Разделение. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (17-24 июня 2018 г.)

На рынке стали пока относительно спокойно — что в России, что за рубежом. Однако это спокойствие, если можно так выразиться, неспокойное. Уже в скором будущем могут произойти события, которые снова изменят обстановку. Причем для многих эти изменения будут неблагоприятными.

Наибольшим риском сейчас считается возможная торговая война между США и Китаем. Если в ближайшее время ничего не изменится, 6 июля США введут пошлины на китайские товары на общую сумму порядка $50 млрд. в год. И получат ответные тарифы от китайцев.

Будет ли сделан тогда следующий шаг? У американцев уже готов список китайской продукции, объем экспорта которой в США составил в прошлом году около $200 млрд. На нее могут быть введены 10%-ные пошлины. Китай, в свою очередь, заявляет о наличии мер противодействия и на этот случай, но готов ли Пекин пойти на обострение, зная, что в краткосрочной перспективе потеряет больше, чем США?! И готовы ли «открыть огонь» сами американцы или они только блефуют?!

Так или иначе, в последнюю неделю котировки на стальную продукцию и металлургическое сырье в Китае пошли вниз. Правда, до этого они находились на высоком уровне, так что абсолютные значения остаются достаточно комфортными для производителей. И вообще китайский рынок так просто не обвалить. Тем более, что правительство страны анонсировало новые меры, призванные стимулировать внутренний спрос посредством повышения доступности кредитов для национального бизнеса и таким образом компенсировать возможное сужение товарного экспорта. Да и китайский юань потихоньку опустился до 6,50 за доллар — уровня начала января текущего года.

Китайская заготовка в Восточной Азии по-прежнему котируется выше среднерыночного уровня, да и и не слишком-то и охотно предлагают ее за рубеж местные компании. Стоимость горячекатаного проката китайского производства все так же близка к отметке $600 за т FOB, что позволяет российским экспортерам без помех заходить на региональный рынок. Тем более, что в последнее время значительно упал индийский экспорт проката. Внутренний спрос в Индии растет более высокими темпами, чем объем выпуска, а цены превышают среднемировой уровень.

Вообще, для российских металлургических компаний прошедшая неделя выдалась достаточно успешной. Пробудился спрос на листовой прокат в Турции, что дало возможность поднять котировки как национальным производителям, так и нашим экспортерам. Возобновление поставок турецкой арматуры в США поддержало местный сектор сортового проката, благодаря чему приподнялись котировки на заготовку и металлолом. Впрочем, для Турции все решится после выборов 24 июня. И наилучшим для экономики вариантом, пожалуй, была бы «чистая» победа нынешних властей.

Некоторый спад продолжается тем временем на европейском рынке. Вот для местных компаний распространение на них американских стальных тарифов с 1 июня действительно стало шоком. Больше всего пострадали итальянские металлурги, у которых из-за закрытия американского рынка образовались излишки арматуры. В последнее время эта продукция отправляется по дешевке в другие страны ЕС и сбивает цены там. А базовые котировки на горячекатаные рулоны в Италии опустились до менее 500 евро за т EXW. Причем еще и сам евро свалился до полугодового минимума по отношению к доллару.

Европейская комиссия на заседании 20 июня утвердила тарифы на американские товары. Однако она так и не стала вводить ограничения на импорт стальной продукции в ЕС, хотя некоторые участники регионального рынка этого ждали. Сейчас в ассоциации Eurofer называют новый срок — 5 июля. В целом европейские металлургические компании ждут скорейшего принятия протекционистских мер и надеются на них.

Однако это все еще будет. И у Китая проблемы начнутся, только если США решатся фактически на объявление войны. Поэтому в прошедшую неделю обстановка на мировом рынке стали выглядела вполне устойчивой. В том числе, и с точки зрения российских металлургических компаний. Если в первой половине текущего месяца они согласились понизить внутренние котировки на арматуру и листовой прокат и не исключали повторения в следующем месяце, то теперь анонсируется, как минимум, пролонгация, а то и небольшой рост по сравнению с нынешними показателями. Причем дело здесь заключается не только в экспортных котировках, но и в рубле, который снова немного подешевел, из-за чего сократился разрыв между ценами в России и за рубежом.

В то же время отечественный спотовый рынок подвис между продолжением спада и стабилизацией. С одной стороны, видимый спрос вялый, предложение избыточное, так что поставщикам приходится идти на уступки. Но, с другой, отступать, как говорится, уже некуда. Рыночные цены стабильно ниже заводских. И если пару недель тому назад можно было надеяться на то, что металлурги сбавят свои котировки до уровня спота, то теперь вероятность подобного исхода гораздо ниже.

Общая же ситуация в российской экономике производит довольно странное впечатление. Компании, непосредственно работающие на рынке с конечными потребителями, дружно сообщают, что дела плохи. В депрессии находится строительство. Денег ни у кого нет, поэтому никто ничего не покупает и не инвестирует. Налоги и прочие платежи душат бизнес. Правительство, похоже, настолько сосредоточилось на «непопулярных» решениях, что и не помышляет ни о чем ином — по крайней мере, до октября, когда обещают обнародовать 12 новых госпрограмм во исполнение майского президентского указа.

А вот Росстат взял, да и повысил задним числом некоторые показатели. И получилось, что по итогам прошлого года рост промышленного производства составил у нас 2,1% против ранее подсчитанного 1%, а в первом квартале 2018 г. не 1,9%, как считалось раньше, а все 2,8%. В мае текущего года вообще насчитали 3,7% роста. Соответственно, подкорректируют в сторону повышения и ВВП. В 2017 г. его значение должно подрасти до 1,8-2%, а в текущем году этот показатель, вероятно, превысит 2,2%.

Конечно, статистика — она такая... статистика. Как говорится, в боевой обстановке косинус может быть равен четырем. Однако все-таки не стоит просто так отбрасывать в сторону цифры. Ведь рост в российской промышленности и экономике на самом деле есть. Просто он довольно своеобразный. Фактически на наших глазах уже произошло разделение российского народного хозяйства на две части, и одна из них форсированно обгоняет другую. Это та часть, которая находится под контролем государства или относится к области государственно-частного партнерства.

Практически все крупные проекты государственного масштаба в России в последнее время блестяще удаются. Крымский мост — построили. И, будьте уверены, построят и Сахалинский. Стадионы к Чемпионату мира — возвели. Пусть не без перерасходов и отдельных недостатков, но разработали и реализовали целую серию уникальных архитектурных и строительных решений. «Ямал-СПГ» в прошлом году заработал. Сейчас там строят вторую серию и спускают на воду новые ледоколы. Проблемы были только с космодромом «Восточный», но космос — особая статья. Там еще, похоже, приводить и приводить в порядок.

Примеры успешно реализованных проектов можно найти и на уровнях пониже. Так, российские нефтяники в последние годы совершили беспримерную экспансию в Арктику, на месторождения труднодоступной нефти, на сложнейшую для освоения территорию Восточной Сибири. И в этом получили полное содействие от ведущих российских производителей труб, которые показали и доказали, что могут решать технические проблемы любой сложности.

По всем статистическим данным, в России происходит рост во многих машиностроительных сегментах. Прибавляет автомобиле-, вагоно-, судо-, авиастроение. И ведь все это — целые комплексы, состоящие из десятков, а от и сотен предприятий, выпускающих высокотехнологичные изделия и предъявляющие повышенные требования к материалам. Безусловно, там нужна очень разнообразная, качественная и зачастую малотоннажная продукция, но спрос на нее прибавляет хорошими темпами, тогда как на обычный коммерческий прокат — стагнирует.

И эта тенденция заметна во многих аспектах. Так, например, для трубников малый и средний диаметр — самый проблемный сейчас товар. Предложение избыточное, спроса нет, выгода сомнительна. С более технически сложной профильной трубой уже «чуть лучше». А с нефтегазовым сортаментом, если это, скажем, труба для промысловых трубопроводов — «тоже плохо, но все-таки не настолько».

В секторе сортового проката также можно заметить подобные изменения. Так, два года тому назад арматура на отечественном рынке могла стоить почти столько же, сколько средний и мелкий фасон, сейчас же между ними разница, доходящая до 30-40%. Передовые компании расширяют выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, например, высокопрочной балки для металлоконструкций.

Сегодня бизнесом заниматься гораздо тяжелее, чем 5-10 лет тому назад. Нет нефтяных сверхдоходов, а если и есть, то они пока складируются в Фонде национального благосостояния. Все тщательно считают деньги и стараются тратить их только на что-то по-настоящему нужное. Значительно усилился — и, очевидно, будет усиливаться и дальше — налоговый и регулятивный контроль. Банковский сектор фактически все больше переходит под контроль государства. Российская экономика под санкциями, и надо постоянно быть готовыми к новым неприятным сюрпризам.

В то же время, для хороших управленцев нынешняя обстановка таит массу возможностей. Государство все же старается поддержать инвестиции в ключевые сектора. Правительство не стало экономическим штабом, у него есть очевидные проблемы с принятием стратегических решений, а законотворческий процесс часто оставляет желать лучшего. Но, в то же время, появились и успешно работают Фонд развития промышленности, Экспортный центр, различные региональные и отраслевые программы. Заключаются новые СПИКи, которые становятся более доступными для российских компаний.

Пока что рост, о котором докладывает Росстат, остается очаговым. Не создана критическая масса, которая подтянула бы вверх всю экономику. Очень серьезным тормозом для ее развития остается низкий уровень доходов населения, препятствующий развитию потребительского рынка. Но у серьезных экономических проблем и не бывает простых и быстрых решений. Что-то все равно меняется, путь медленно и зачастую малозаметно.

Быстрый в сегодняшнем мире разве что американский президент Дональд Трамп. Ну так ведь ломать — не строить!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 547

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter