Чудные дела в мире творятся! Российский и мировой рынок стали: 15-22 декабря 2024 г.

Чудные дела в мире творятся! Российский и мировой рынок стали: 15-22 декабря 2024 г.
Уговаривали все, переуговаривали и все-таки уговорили. Центральный банк не стал снова поднимать ключевую ставку. Так она и осталась на уровне 21%. Очко!

Понятно, что не только в уговорах, призывах, жалобах и намеках было дело. Как сообщил Центробанк в пресс-релизе, ужесточение денежно-кредитных условий оказалось более существенным, чем предполагалось при принятии предыдущего решения о повышении ставки, принятого в октябре.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, с января-февраля в российской экономике начнут зримо проявляться результаты политики ее охлаждения с помощью повышенной процентной ставки. Банк России отметил прекращение роста кредитования, а скоро статистика отразит и падение объема инвестиций.

Так что, радоваться тому, что безумие с поднятием «ключа», наверное, все-таки завершилось, можно и нужно. Но проблем все-таки очень много. По-прежнему продолжается ползучее повышение цен и тарифов. Курс рубля достиг относительной стабилизации, но на низком уровне. За него, как и раньше, никто не отвечает, а значит, есть риск нового неожиданного падения.

Но самое печальное, что российская экономика приспособилась к новым условиям и, пожалуй, завершила перестройку в экономрежим. Серьезные капиталовложения сейчас возможны только при прямой и непосредственной поддержке государства. Даже крупные и финансово здоровые компании урезали свои инвестиционные программы, оставив в них только то, без чего совершенно нельзя обойтись.

По данным опроса, проведенного МСС с 6 по 21 декабря, в котором приняли участие более 420 человек, менее 17% респондентов надеются на то, что в первой половине 2025 г. инфляция снизится, и в экономике снова начнется рост. Еще 4% считают, что те, кто хотят, продолжат развитие в любых условиях. У большинства участников опроса ожидания оказались менее оптимистичными. Почти 70% респондентов прогнозируют падение спроса на металлопродукцию в более или менее тяжелой степени, а немногим менее 8% допускают, что цены на прокат пойдут вверх из-за инфляции.

Для металлургов все это, скорее всего, означает хронически низкий видимый спрос на стальную продукцию. Сейчас эта проблема стала очень актуальной, особенно, в таких секторах рынка как арматура и сварные трубы. Нынешнее их производство избыточное, а отправить все излишки на экспорт не представляется возможным. При этом, производители могут снизить загрузку мощностей лишь до определенного предела, за которым потребуется остановка доменных или электродуговых печей и прокатных станов.

Сейчас вопрос об остановке на зиму некоторых производственных линий ставят только трубные заводы. Металлургические предприятия, очевидно, надеются продержаться до лучших времен. Однако для этого им надо будет смириться с тем, что в ближайшие месяцы складские запасы непроданной продукции будут увеличиваться.

В последние несколько недель цены на стальную продукцию в России ползут вниз как на споте, так и на первичном рынке. Больших обвальных распродаж никто не устраивает, так что резкого падения не происходит. Но рубеж в 50 тыс. руб. за т для арматуры и сварных труб с толщиной стенки 3-4 мм становится уже зримым.

Не факт, конечно, что цены упадут настолько низко, но какое-то время общая обстановка на рынке продолжит ухудшаться. Есть опасность крупных банкротств в первом квартале 2025 г. Многие поставщики стальной продукции надеются на оживление весной будущего года. Но его может и не произойти — слишком рано. Скорее всего, экономическая активность снова начнет расти, лишь когда ставка опустится до более-менее приемлемого значения — 3-5% выше уровня инфляции, а не более 11,5%, как у нас в настоящее время.

Этого, увы, придется ждать долго. А полное выздоровление принесет только победное завершение СВО и отмена хотя бы части санкций. То есть, западные страны должны признать этот результат и смириться с тем, что этот раунд «большой игры» сложился не в их пользу. Сейчас это выглядит совершенной ненаучной фантастикой, но... ничего в мире не остается неизменным.

Кто бы, например, подумал, что будущий президент США так талантливо начнет играть роль «злого полицейского»?! С его идеей о резком подъеме импортных пошлин на китайские товары уже все свыклись. Даже сами китайцы, которые превентивно заявили о перенесении фокуса с экспорта на развитие национальной экономики, но не торопятся претворять эти решения в жизнь — очевидно, ждут инаугурации в Вашингтоне, которая состоится как раз им «под елочку» (китайский Новый год в 2025 г. — 29 января). Вдруг, переступив порог Белого Дома, мистер Трамп возьмет, да и передумает?!

Но пока будущий президент еще не приступил к работе, он старательно пугает торговых партнеров, расчехлив самую большую тарифную пушку. Под ее прицел уже попали Мексика с Канадой, хотя они вроде бы являются партнерами США по зоне свободной торговле USMCA. Теперь наступила очередь Индии, которая, по словам Дональда Трампа, взимает высокие пошлины на американские товары, а сама заваливает своей продукцией беззащитные Штаты.

Вообще-то, эти упреки имеют под собой некоторые основания. Для Индии с ее хроническим внешнеторговым дефицитом США являются одной из немногих стран, с которыми она имеет положительный баланс. В 2023/2024 финансовом году (апрель/март) индийские компании поставили в США различные товары на $77,5 млрд., а закупили — только на $42,2 млрд. Причем, Индия отправляет в Америку ограненные алмазы, нефтепродукты, текстиль и электронику (недавно крупный завод там построила корпорация Apple), а закупает необработанные алмазы, нефть и уголь.

Но откровеннее всего Дональд Трамп ведет себя с европейскими политиками, с большинством которых у него давняя и взаимная нелюбовь. В конце прошлой недели он пригрозил европейцам тотальным введением таможенных тарифов, если те не начнут выправлять торговый баланс со США срочными и крупными закупками американских нефти и газа. Интересно, что точно такие же претензии в свой первый президентский срок Трамп выдвигал к Китаю. Но там еще фигурировала соя — главный американский товар при поставках в Китай, немного превышающий даже сырую нефть.

Не обязательно, что тарифы будут реально введены. Есть такой маркетинговый прием: «Наезд — откат», и он как раз в стиле нового-старого американского президента. Тем более, что в действительности от появления таких барьеров в международной торговле проиграют все, а в США просто не найдется столько нефти и газа, чтобы покрыть потребности всех потенциальных покупателей. Но на ближайшие несколько месяцев обстановка в мировой экономике выглядит непредсказуемой. Этот фактор будет сдерживать инвестиционную активность в глобальном масштабе и оказывать негативное влияние на металлопотребление.

В частности, эффект данной неопределенности заметен в Китае. Если ранее одних только благоприятных ожиданий хватало для ценовых скачков (пусть и непродолжительных), то сейчас реальные заявления президента и членов правительства КНР о новых ориентирах в национальной экономической политике не вызвали никакого ажиотажа. Наоборот, в последнюю неделю котировки на прокат на Шанхайской фьючерсной бирже понемногу снижались. Впрочем, в Китае не слишком верят в восстановление национального рынка стали, на котором потребление непрерывно снижается с 2020 г. Прогнозы на 2025 г. указывают новый спад на 0,7-1,5% после 4-5% в 2024 г.

В общем, все сейчас стало непредсказуемым, многое возможно. В том числе, и всякие чудные (с ударением на «ы») дела.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях в 2025 г. Первые в будущем году конференции состоятся 13-14 февраля в Сочи, где пройдет "Региональная металлоторговля России" и 20-21 марта в Москве, где соберутся участники рынка оцинкованного и окрашенного проката.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 189

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter