Дороги, которые для нас выбирают. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (21-28 октября 2018 г.)

Главным событием прошедшей недели, безусловно, стало заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам во главе с президентом. Для российского рынка стали это, пожалуй, главная надежда на качественный и количественный рост в ближайшие годы и на выход их нынешней беспросветной ситуации.

Цены на прокат во второй половине октября продолжали свое постепенное снижение. В условиях слабого спроса, избытка складских запасов, приближающегося сезонного спада дистрибьюторы сами вынуждены опускать котировки на листовой и сортовой прокат и просить очередных уступок у производителей. Скорее всего, по итогам октября металлургам придется осуществить еще одну корректировку в сторону понижения.

Без нового мощного ускорителя рынок в ближайшем будущем обречен на стагнацию. Безусловно, некоторые сегменты российской экономики растут, но это не компенсирует таких сильных негативных факторов как длительная депрессия в строительном секторе, падение инвестиционной активности в среднем и «средне-крупном» бизнесе, отсутствие положительных изменений на потребительском рынке. Центральный банк РФ удержался от повышения ключевой ставки, за что ему честь и хвала, но финансирование в России все равно остается дорогим и труднодоступным.

Запуск национальных проектов, к которым в правительстве подготовили конкретные программы с персональной ответственностью за выполнение, как раз дает шанс выбраться из этого болота. В ближайшие шесть лет в экономику планируется направить 28 трлн. руб, из которых 8,5 трлн. руб. должно поступить из внебюджетных источников. При этом планируется широкое задействование ведущих госкорпораций и привлечение крупного частного бизнеса, который может реализовывать проекты совместно с государством, а может и запускать собственные, но в рамках приоритетных направлений. В любом случае, деньги, заработанные в России, должны работать в России, а для этого им нужно широкое и выгодное применение.

Планы, безусловно, заявлены очень широкие. Многие проекты имеют социальную направленность: развитие науки, образования, здравоохранения, поддержка здорового образа жизни, благоустройство — в общем, повышение качества жизни. Но за этим кроются многомиллиардные инвестиции в строительство, современное оборудование, телекоммуникации. По словам президента, ставка будет делаться на разработку и внедрение собственных технологий. Там, где это возможно, предполагается обеспечить максимально высокий уровень локализации. Оборонные предприятия, обладающие в России наивысшим уровнем компетенций, должны направить свои ресурсы на обеспечение выпуска гражданской продукции.

Для российской металлургической промышленности это означает рост заказов на специализированную продукцию для машиностроения и других обрабатывающих отраслей. А также реальный шанс на расширение производства проката строительного назначения. Более 6 трлн. руб. планируется выделить на инфраструктуру — строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов, мостов, развязок и множества других объектов. Программа повышения доступности жилья должна повлечь за собой подъем в жилищном строительстве.

Конечно, проблем и трудностей на этом пути возникнет множество. Хотя бы потому, что национальные проекты — крупнейшая программа в постсоветской истории России, затрагивающая, без преувеличения, практически все общество. Да и в советские времена примеров таких широких замыслов не много. Индустриализация 30-х гг., послевоенное восстановление, атомный проект, наверное... Может, еще так и не реализованные планы начала 50-х...

Как признавалось на заседании Совета, программы запускаются в достаточно сыром виде. Нет до конца продуманных механизмов финансирования, на ходу надо будет создавать систему контроля и оперативной коррекции, не завершен процесс наведения порядка на уровне регионов, не все мероприятия просчитаны и проработаны. В последние три десятилетия, как минимум, в России не было опыта стратегического планирования такого масштаба, да и управленческие и интеллектуальные ресурсы правительства, очевидно, отнюдь не беспредельны. Похоже, не зря в этом году во второй раз запускается конкурс «Лидеры России», на участников которого наверняка рассчитывают как на ближайший кадровый резерв.

Тем не менее, шансы на успех есть, и они не малы. По крайней мере, опыт успешной реализации крупных инфраструктурных и промышленных проектов в нашей стране имеется. А такие компании как «Росатом», «Ростех», РЖД, «Роснефть», «Газпром» показали, что они могут быть достаточно эффективными. К ним надо добавить управленческие и кадровые ресурсы «Новатэка», «Евраза», «Северстали», «Магнитки», «Лукойла», УГМК и многих других крупных частных компаний, которые так или иначе тоже будут участвовать в преобразованиях.

Кстати, за последние недели о запуске новых широкомасштабных инвестиционных программ сообщали ОМК, «Евраз», «Северсталь». Очевидно, это не случайно, и в скором будущем к ним присоединятся другие российские металлургические компании. Похоже, отрасль стоит на пороге новой инвестиционной волны. И не только металлургическая, кстати...

Между прочим, стимулирование экономического роста путем инвестиций — это уже давно известная в мире концепция, с успехом опробованная в Китае. Как раз на прошлой неделе там открыли 55-километровый мост с 6,7-километровым подземным участком, пересекающий морской залив и соединяющий Гонконг и Макао с «материком». А всего в третьем квартале 2018 г. в Китае было утверждено 45 инфраструктурных проектов на общую сумму порядка $63 млрд. или 4,15 трлн. руб., что более чем в четыре раза превысило показатель предыдущего квартала.

Сообщение об этом помогло преломить негативную тенденцию, появившуюся на китайском рынке стали в середине октября, когда стало известно о замедлении темпов роста китайского ВВП в третьем квартале до самой низкой отметки с 2009 г. На американские тарифы китайские власти ответили экономическим стимулированием. При этом новые события в КНР могут оказать благотворное влияние на весь азиатский рынок стали. В течение всего октября китайские, индийские, российские и другие металлурги сбавляли цены на листовой прокат, поставляемый в страны региона. В ближайшее время на волне китайских достижений эта ситуация может измениться.

В Индии, в последние месяцы бьющей рекорды по темпам роста потребления стальной продукции, одним из основных источников этого подъема тоже выступает инфраструктура. Страна просто задыхается из-за недостаточной пропускной способности транспортной сети, и сейчас предпринимаются серьезные меры, чтобы устранить этот недостаток. Так, в середине 2016 г. в стране стартовала рассчитанная до 2025 г. программа Sagarmala по строительству 14 морских портов, соответствующих сухопутных транспортных коммуникаций и промышленных зон. Объем финансирования составляет порядка 8,5 трлн. рупий ($116 млрд. по нынешнему курсу или около 7,6 трлн. руб.).

Как считают индийские специалисты, массовое строительство автомобильных дорог будет способствовать развитию национального автомобилестроения. В программе индустриализации страны «Make in India» («Сделай в Индии») как раз планируется превратить Индию во всемирный хаб по строительству малолитражек с широкой экспортной направленностью.

В целом Азия остается весьма привлекательным и многообещающим рынком для российских металлургов. Правда, в настоящее время там наблюдается избыток предложения в сегментах заготовки и листового проката. Слишком много собралось там сейчас продавцов. Российские компании в принципе занимают достаточно прочные позиции в странах региона, но, увы, это достигается путем занятия со своей продукцией низшего ценового сегмента.

В других регионах обстановка пока менее обнадеживающая. В Турции стало «чуть лучше». Лира укрепилась и пока не собирается снова падать, немного оживает стройка. Активизировался спрос на металлолом со стороны местных металлургических компаний, хотя заготовку они, в основном, предпочитают национального производства вследствие ее дешевизны. Однако надежды турецких металлургов во многом основаны на ожидании послаблений со стороны США, которые якобы снизят для них стальные тарифы до обычных 25% и тем самым откроют свой рынок для поставщиков арматуры и листового проката. Честно говоря, не слишком верится, что Штаты скоро пойдут на такой альтруизм.

Так или иначе, турецкий прокат идет в растущих объемах на европейский рынок, благо, квоты на нем еще не заполнены. Это вызывает раздражение у местной металлургической ассоциации Eurofer, предложившей Европейской комиссии установить лимиты на импорт не только определенных видов стальной продукции, но и из определенных стран. Здесь проблемы, кстати, могут возникнуть и у российских компаний, существенно увеличивших экспорт в Европу горячекатаных рулонов, арматуры и оцинкованной стали по сравнению с прошлым годом.

Ближайшие перспективы европейского рынка ассоциация Eurofer, кстати, оценивает без особого оптимизма. На 2019 г. предсказывается замедление темпов роста, в частности, из-за торговых конфликтов. В Евросоюзе весьма опасаются введения в США пошлин на иностранные автомобили, а ведь такое развитие событий весьма вероятное. Вообще, Штаты в ближайшие месяцы точно не дадут никому скучать. Действуя по испытанному принципу «Ломать — не строить», они старательно разносят на части все, до чего могут дотянуться.

Очевидно, не зря у нас постепенно обрывают нити, связывающие российскую экономику с западной финансовой системой. Продажа львиной доли американских казначейских обязательств, 36%-ное сокращение консолидированного внешнего долга с середины 2014 г., недавние разговоры о дедолларизации — это все явно звенья одной цепи. И, пожалуй, если стартуют и реально заработают национальные проекты и программы, устойчивость российской экономики ко всяким внешним кризиса и санкциям, без сомнения, возрастет.

Конечно, путь вперед труден. Но эту дорогу для нас уже выбрали. Надо по ней идти.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференции «Российский рынок металлов», которая состоится 12 ноября в Москве.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 482

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter