Не страшно! Российский и мировой рынок стали: 31 марта — 7 апреля 2019 г.
Однако стоит ли настолько сильно тревожиться по поводу будущих неприятностей?! В конце концов, ничего особенно разрушительного за последнее время не произошло. Мировая финансовая система худо-бедно работает, цены на стальную продукцию снижаются, но довольно медленно, а в России металлургические компании даже подняли заводские котировки на арматуру, сортовой и листовой прокат по апрельским контрактам. Жизнь продолжается, со всеми своими привычными достижениями и проблемами.
Да, определенные риски и в самом деле присутствуют. В частности, постоянное беспокойство вызывают непроясненные торговые отношения между США и Китаем. Прошел еще один раунд переговоров, в которых стороны, согласно их утверждениям, прилично продвинулись вперед. Весь этот процесс, вроде бы, должен завершиться личной встречей американского президента Дональда Трампа и главы КНР Си Цзяньпина, на которой непременно будет подписано устраивающее всех и снимающее все противоречия всеобъемлющее соглашение.
Вот только эта встреча должна была была состояться еще в марте. Теперь будто бы называется июнь. При этом, скорее всего, никого не удивит новая отсрочка. Противоречия между США и Китаем слишком велики, чтобы достигнуть взаимоприемлемого компромисса. Тем более, что, как минимум, американская сторона не собирается ни в чем уступать. В то же время, даже для США нынешний «худой мир», очевидно, лучше «доброй ссоры» с Китаем. Возможно, две крупнейшие экономики мира и дальше будут потихоньку толкаться локтями, но не решатся на разрушительную открытую конфронтацию. Однако их спор, очевидно, надолго будет оставаться фактором нестабильности и неопределенности.
Китайский рынок в последние месяцы напоминает маятник или колебательный контур. В зависимости от текущих событий, статистических данных, заявлений экспертов и первых лиц он то оптимистично поднимается, то снова опускается вниз. В начале апреля происходило как раз повышение. Индекс PMI для национальной промышленности впервые с осени прошлого года продемонстрировал рост. Правительство объявило о выделении дополнительных средств на реализацию инфраструктурных проектов. С 1 апреля сразу на 3 п.п. была снижена ставка НДС, на что рынок отреагировал оживлением.
Правда, пока что этот рост не отразился на уровне цен на китайскую стальную продукцию за рубежом. В прошедшую неделю они слегка понизились по причине ослабевшего спроса на внешних рынках. Данный спад сейчас выглядит универсальной тенденцией. На уменьшение экспортных котировок в начале месяца пришлось согласиться и российским экспортерам заготовки и листового проката. Им также приходится сталкиваться с ухудшением условий продаж в Турции и странах Европы и Ближнего Востока. В дальнейшем цены могут снова приподняться из-за подорожания железной руды, экспорт которой из Бразилии и Австралии одновременно пошел на снижение, но при этом у производителей вырастут и затраты. Причем с их перенесением на стоимость готового проката могут возникнуть сложности.
Европейские металлурги, судя по всему, и в апреле не смогут поднять цены на свою продукцию — в очередной раз. Региональная промышленность находится в состоянии рецессии с середины прошлого года, и выход пока не просматривается. Основная проблема заключается в сокращении экспорта, в частности, в такие страны как Китай и Турция. Да и на внутреннем рынке который месяц подряд продолжается снижение выпуска в автопроме. Большую тревогу вызывают и отношения со США. В середине мая президент Трамп должен принять решение о введении или невведении защитных пошлин на автомобили и автокомпоненты, от чего больше всего пострадают Германия, Япония и Корея. А пока что американцы усиленно продвигают на европейский рынок свой сжиженный газ, стараясь одновременно побольше напакостить России.
Логика здесь на самом деле простая. В ближайшие два-три года в США должны быть построены несколько новых линий по сжижению природного газа, благодаря чему американцы рассчитывают войти в первую тройку мировых экспортеров наряду с Катаром и Австралией. Но проблема заключается в том, что этот газ, по большому счету, лишний. В ближайшие годы ввод в строй новых мощностей будет опережать темпы роста спроса на сжиженный газ (СПГ, LNG). Причем наибольшую прибавку даст Китай, который в последнее время практически не покупает американского газа по политическим причинам.
В европейских странах действуют два с лишним десятка терминалов по приему СПГ, но средний уровень их загрузки не достигает и 30%. Сжиженный газ дороже трубопроводного, поэтому покупают его, прежде всего, те страны, которые не обладают достаточным доступом к магистральным газопроводам, - Великобритания, Испания, Италия. Правда, именно сейчас цены практически сравнялись, а СПГ в Европе впервые за последние несколько лет стал стоить дороже, чем в Азии, но произошло это по причине рекордного с 2016 г. падения на рынке сжиженного газа. И, кстати, самое интересное, что даже при нынешней его стоимости наш завод «Ямал-СПГ» работает с прибылью благодаря рекордно низким издержкам, а вот для американцев текущие условия глубоко убыточны.
Поэтому интерес США заключается даже не в том, чтобы вытеснить российский газ с европейского рынка. На самом деле, места на нем хватит всем: собственная добыча газа в регионе снижается, а его потребление растет. Стратегическая задача американцев — спровоцировать повышение цен на газ в Европе до такого уровня, чтобы американский СПГ стал там конкурентоспособным, а его поставки — прибыльными для национальных компаний. Проще всего это сделать путем организации искусственного дефицита, тогда как прокладка второй линии «Северного потока», наоборот, дает гарантию того, что при любых обстоятельствах европейские потребители совсем без российского газа не останутся.
Европейская комиссия и Европарламент в этом конфликте поддерживают интересы США, так что не удивительно, что «Северному потоку-2» старательно ставят палки в колеса. Но тут все замыкается на позицию Германии, которая может при желании и необходимости действовать по своим правилам, игнорируя брюссельские ограничения. И пока германской промышленности и энергетике необходим сравнительно недорогой российский трубопроводный газ, Берлин на нашей стороне.
Теперь американцам осталось только смириться с неудачей и в качестве мелкой мести объявить новые санкции против крупнейших российских банков и запретить своим вассалам инвестиции в российские нефтегазовые проекты. Но, может, это и к лучшему. Во-первых, чем больше санкций, тем больше раздражения это вызывает даже у покорных европейских сателлитов, которым приходится оплачивать американские хотелки. И тем больше у них возникает желания обойти эти санкции. Открытие нового завода Mercedes в Подмосковье, на котором побывал сам президент, тому примером.
Во-вторых, ужесточение санкций всегда заставляло российские власти быстрее поворачиваться и уделять больше внимания развитию отечественной экономики. А в этом, пожалуй, уже возникла насущная необходимость. Российский рынок стальной продукции находится в длительной стагнации. Повышение заводских котировок на прокат, объявленное металлургами, воспринимается как ненужное и избыточное. Многие участники рынка рассчитывают на то, что сталелитейные компании в конечном итоге сами откажутся от него и опустят цены обратно — в мае или даже откорректировав вниз апрельские контракты.
Российский бизнес проявляет все большее недовольство тем, что его все более откровенно воспринимают как дойную корову и облагают все новыми платежами — за вывоз мусора, за утилизацию, за горючее и электроэнергию... При том их даже не кормят доступными кредитами, а спрос на их продукцию не растет ни со стороны населения, ни со стороны коллег из других отраслей, ни даже со стороны государства. Запуск национальных проектов или буксует, или идет так медленно, что этого никто пока не замечает. Безусловно, при этом можно найти подлинные истории успеха (об этом, например, регулярно отчитывается Фонд развития промышленности), но в масштабах страны погоды они пока не делают.
Тем не менее, нынешняя обстановка не производит впечатления кризисной. Точки роста в российской экономике есть, а новые проекты, пусть с проблемами и задержками, все-таки выходят на повестку дня. Многие компании настроены на развитие и нацелены на расширение своей деятельности, чего почти не бывало в прошлые годы. И хотя при этом, конечно, нужно просчитывать и рассчитывать риски, незачем заранее впадать в панику из-за будущих неприятностей, которые могут и не произойти.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях "Нержавеющая сталь и российский рынок" (Екатеринбург, 11-12 апреля), "Стальные конструкции: состояние и перспективы отрасли" (Москва, 15 мая), "Стальные трубы: производство и региональный сбыт" (Ростов-на-Дону, 27-28 мая).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.